· Необходимость классифицировать результаты наблюдения;
· Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных);
· Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей;
· Сложность соблюдения операциональной валидности;
· Ошибки в оценках, А.А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
- ошибка первого впечатления (Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения),
- «галло-эффект» (Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий),
- «эффект снисхождения» (Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему),
- ошибка центральной тенденции (Боязнь крайних суждений, наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению),
- ошибка корреляции (Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи)),
- ошибка контраста (Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным) [3].
Этический кодекс Американской психологической ассоциации разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Другие статьи:
Особенности функций регуляции и контроля у подростков, страдающих
Интернет-зависимостью
Динамика распространения Интернет – коммуникации и, соответственно, повышение ее «удельного веса» в процессах коммуникации в целом не имеет аналогов. Популяция пользователей Интернета постоянно расширяется и растет, и если раньше это была ...
Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая ...
Социометрия.
Социометрия широко применяется для изучения: проблем лидерства и авторитета; социально – психологической совместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития). Целью же нашего исследования являлось определение положения школьнико ...