Исследованиями установлено, что распределение информации является хорошим средством повышения эффективности ее приема. Это обусловлено двумя причинами: во-первых, за счет повышения общего функционального состояния анализаторов и активизации нервной системы, так как полимодальная система приема информации позволяет подавать (в сумме) сигналы большей интенсивности, чем мономодальная; во-вторых, вследствие повышения информационной пропускной способности оператора, поскольку человек во многих случаях способен одновременно (параллельно) перерабатывать информацию, поступающую к разным анализаторам. И хотя при этом пропускная способность каждого из анализаторов несколько снижается по сравнению с приемом мономодальных сигналов, общая пропускная способность всей анализаторной системы увеличивается. Так, при распределении информации одновременно между тремя анализаторами (зрение, слух, осязание) возможно почти двукратное увеличение пропускной способности по сравнению с мономодальным предъявлением.
И, наконец, еще одним из способов использования полимодальных сигналов является их переключение с одной модальности на другую. В отличие от предыдущего в данном случае различные анализаторные системы работают не параллельно, а последовательно. Данный способ может применяться для борьбы с развивающимся утомлением (зрительным или слуховым), возникающим в результате длительной или напряженной работы. При таком переключении показатели функций, активных в данной деятельности, понижаются, а неактивных, наоборот, повышаются. Переключение модальности сигналов следует производить при первых признаках утомления работающего анализатора. В проведенных 3–6–7-часовых опытах, в которых информация подавалась оператору поочередно по зрительному, слуховому и тактильному каналам, получено увеличение продуктивности работы оператора на 30–40% по сравнению с предъявлением той же информации только по зрительному каналу.
Таким образом, изучение относительной роли и последовательности включения анализаторов в деятельность по приему сигналов является предпосылкой эффективной разработки средств отображения. Одновременно с этим учет особенностей взаимодействия анализаторов необходим для определения методов обучения операторов и конструирования учебной техники.
Другие статьи:
Внутриличностные конфликты
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. ...
Организация, условия и методы исследования психических состояний личности
Исходя из цели предпринятого нами исследования – изучение влияния психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности, в качестве психотерапевтической методики нами была выбрана Аутогенная тренировка, овладение приемами которой ок ...
Методики исследования
Для изучения психологических качеств личности работников служб экстренного вызова был применен комплекс стандартизированных психодиагностических методик, соответствующий поставленным задачам исследования, который включал в себя следующие ...