Особенности функций регуляции и контроля у подростков, страдающих Интернет-зависимостью

Другая психология » Виртуальная реальность и индивид » Особенности функций регуляции и контроля у подростков, страдающих Интернет-зависимостью

Динамика распространения Интернет – коммуникации и, соответственно, повышение ее «удельного веса» в процессах коммуникации в целом не имеет аналогов. Популяция пользователей Интернета постоянно расширяется и растет, и если раньше это была преимущественно сфера профессиональной деятельности программистов, то сейчас Интернет используют люди самых разных специальностей и возрастов.

В настоящее время стала актуальной проблема патологического использования Интернет, так называемая, Интернет – аддикция.

В нейропсихологии в последнее время как отечественные, так и зарубежные исследователи вновь обратились к проблеме регуляторных функций, которые представляют собой динамические характеристики психических процессов. Также внимание проблеме изучения регуляторных функций уделяется в детской нейропсихологии, где программирование, регуляция и контроль исследуются в связи с неуспеваемостью школьников. В данном случае речь идет о произвольной регуляции деятельности у ребенка и ее зависимости от степени зрелости определенных функциональных мозговых систем.

Исходя из вышесказанного, высокоактуальным на наш взгляд, является изучение психологических последствий применения информационных технологий для ВПФ, в частности, для функций регуляции и контроля деятельности. Психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа. Мы исходим из предположения о том, что патологическое использование Интернета подростками оказывает специфическое влияние на становление и функционирование регуляторных функций.

Таким образом, целью данной работы является исследование особенностей регуляции и контроля у подростков, склонных к Интернет – зависимости.

Гипотеза 1. Недостаточная степень зрелости функций блока программирования и контроля (конституционально обусловленная или появившаяся на ранних этапах развития) может быть предиктором возникновения Интернет – зависимости в будущем.

Гипотеза 2. Определенные особенности функциональной асимметрии мозга могут являться одним из факторов риска развития Интернет – зависимости.

Гипотеза 3. Нарушение функций программирования и контроля у Интернет – зависимых подростков по ряду характеристик соответствует симптомам лобного синдрома, описанным в клинике локальных поражений мозга.

Объектом исследования послужили лица мужского и женского пола в возрасте от 12 до 15 лет, склонные к Интернет – зависимости. Всего 70 человек.

В соответствии с поставленными задачами была разработана следующая программа исследования:

предварительная беседа;

тест на Интернет-зависимость, разработанный К. Янг и адаптированный В.А. Буровой;

методики, направленные на изучение регуляции и контроля в двигательной сфере: «кулак-ребро-ладонь», «реципрокная координация», «реакция выбора», «Копирование узора из 2-х меняющихся звеньев»).

методики, направленные на выявление возможности отхода от привычного стереотипа деятельности (перечисление месяцев в прямом и обратном порядке);

методика диагностики уровня регуляции интеллектуальной деятельности (поиск ошибок в тексте и арифметических примерах, серийное вычитание «от 100 по 7», решение арифметических задач);

Описанная программа исследования требует личной встречи с каждым испытуемым: сначала проводилась предварительная беседа, затем – нейропсихологические методики, в конце встречи испытуемый заполнял бланковые методики.

В результате качественного анализа данных обеих групп испытуемых были выделены основные типы ошибок:

Дефицит автоматизированности, плавности выполнения и трудности усвоения двигательных программ.

Импульсивность.

Инертность психических процессов

Нарушения динамики протекания интеллектуальной деятельности

Проведенный качественный анализ пока не позволяет с уверенностью говорить о значимых различиях при выполнении проб, направленных на исследование функций регуляции и контроля в контрольной и экспериментальной группах. Это обусловлено также и тем фактом, что не была проведена количественная, статистическая обработка результатов, что является предметом дальнейшей работы. Однако, нельзя не отметить, что уже на данном этапе обработки результатов выполнение проб испытуемыми контрольной и экспериментальной групп характеризуется не только количественными, но и качественными различиями.

Другие статьи:

Методы и методики исследования
Для решения стоящих перед нами задач, мы выбрали наиболее подходящие для нашего исследования методики: 1)тестирование: а) Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях». Методика К.Томаса п ...

Методология исследования уровня притязаний и самооценки у подростков
В нашей работе были использованы следующие методы исследования. В первой главе был использован метод теоретического анализа. Нами были использованы следующие источники: научная литература, научно-информационная, справочная литература. Эт ...

Результаты исследования по авторской проективной методике "Подарок"
Методика направлена на изучение готовности брать на себя ответственность за результат при выполнении той или иной деятельности. Диаграмма 2.7.3. Распределение результатов по проективной методике "Подарок" среди студентов КГП ...