Интернет и современный человек

Одним из множества новшеств, появившихся на стыке современного человека и новейших электронных технологий является общение с использованием всемирной сети Интернет и сотовой связи. По определению Джерона Ланье, который в 1989 г. и ввёл это понятие, виртуальная реальность - это иммерсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред, т.е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени.

Таким образом, компьютеры и киберпространство в каком-то смысле можно рассматривать как тип «промежуточного пространства», расширяющего внутренний психический мир человека. Это состояние может настолько захватывать, что временами происходит растворение собственного «Я».

Другой немаловажной проблемой является уход от реальности. Человек перестает выполнять функции, к которым он привык в обыденной жизни. И - очень важный момент - происходит социальная дезадаптация. Постепенно пользователь, активно использующий Интернет, начинает относиться к компьютеру, как к живому существу или же начинает отождествлять себя с компьютером. Постепенно стирается грань между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, между реальностью компьютера и истинной реальностью. Она позволяет развиваться субъективно приятным эмоциональным состояниям искусственно меняя «настроение духа».

Прежде всего, этот факт можно проследить у тех пользователей, которые имеют большой опыт или, скорее привычка использовать телекоммуникационные технологии для общения и поиска информации через телекоммуникационные системы. Ведь только в киберпространстве возможно найти для себя оптимальное сочетание отражения своих вкусов, интересов и ожиданий. По нашему мнению, «телекоммуникационное общение», то есть общение при помощи электронных средств связи, привлекает современных ученых-исследователей потому что ему свойственна некоторая парадоксальность и влияние на внутренние аспекты «Я» личности. Так, с точки зрения постпозитивистской парадигмы объяснить личность – значит объяснить то, как конструируется его реальность, какой смысл он приписывает окружающим ее природным и социальным феноменам и себе самому. В нашем случае, когда мы рассматриваем общение с точки зрения виртуального дискурса, можно сделать предположение о том, что механизмы конструирования образов «другого» в этой квазиреальности отличаются от того, что происходит при непосредственном общении. В таком случае имеет смысл говорить о том, что эти механизмы различны и в формировании самой, на этот раз уже реальной личности или, с точки зрения постпозитивистов её самости («self»).

По словам представителя школы социального конструкционизма К. Гергена, раньше социальные отношения ограничивались пределами физической достижимости: семьей, соседями, односельчанами. Набор «других» оставался относительно неизменным, ценности и цели, по которым жил человек были в повседневной жизни. Теперь же, новейшие технологии, которые К. Герген называет технологиями «социального насыщения» все больше внедряются в жизнь. Они расширяют рамки социальных контактов за границы непосредственного социального окружения. Отношения больше не ограничиваются фактом физического присутствия, могут осуществляться на большом расстоянии и с высокой скоростью. Также, по его мнению, с проникновением в жизнь технологий «социального насыщения» стабильные семейные или дружеские сообщества постепенно исчезают. Однако некоторые из них не исчезают совсем, а переносятся в виртуальное пространство. К. Герген приходит к выводу о мультиплицировании «self», о его изменении в соответствии с изменившимися условиями среды и взаимоотношений. И это неудивительно. Однако непонятным всё же остаются некоторые особенности протекающие в рамках телекоммуникационного общения. Например, остается непонятным то, как процесс общения в виртуальном мире влияет на восприятие человека человеком, каким законам подвержено восприятие внешней картины мира через внутренние механизмы и наоборот,5 как происходит это изменение? Неясно как изменяется идентичность личности при вступлении, например в электронную переписку с незнакомым человеком, а также каким и под действием каких механизмов она изменяется; какова природа и механизмы возникающих в процессе такого общения аттитюдов и зависят ли они от гендерных различий, уровня образования или чего-то еще?

Другие статьи:

Основы лидерства: понятие и функции
Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди ве ...

Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антроп ...

Комплекс занятий в бассейне на снижение тревожности
В течение 20 недель 15 человек, которые были отобраны в экспериментальную группу (согласились заниматься акватренингом), посещали занятия в бассейне. Цель акватренинга: Снизить ощущение тревожности у беременных женщин через придание буду ...