Страхи у спортсменов

Страница 4

* Этот синдром может появиться также из-за действия и других фактороз.

Страх агрессии. У некоторых спортсменов наблюдаются опасения за последствия их агрессивного поведения. Они могут бояться нанести серьезное повреждение своему сопернику или товарищам по команде во время тренировок. Иногда для этого страха есть основания: боксер может нанести серьезную и с тяжелыми последствиями травму своему сопернику, футболист может своими агрессивными действиями надолго вывести из строя соперника. Некоторые спортсмены боятся последствий своего агрессивного поведения, по крайней мере, по двум причинам: а) в детстве у них был случай, когда их агрессия привела к травме и б) они шокированы своими теперешними чувствами враждебности и агрессивности и не знают, как эти чувства появились и куда их можно направить после окончания своей спортивной карьеры. Перечисленные причины тревожности у спортсменов не являются исчерпывающими. Спортсмены, как и неспортсмены, в стрессовых ситуациях проявляют самые различные страхи. Однако то, что было рассмотрено, чаще всего встречается в клинической литературе, касающейся вопросов психологии спорта.

Боль. Широко распространен страх испытать боль. Спортсмен испытывает боль обычно в двух случаях: а) при занятиях видами спорта, требующими физического контакта; б) при деятельности, требующей проявления выносливости. Боль также может возникнуть во время тренировок, при выполнении гимнастических упражнений или подходов в тяжелой атлетике. Из литературы о болевых ощущениях можно сделать несколько выводов. Во-первых, боль является чрезвычайно субъективным ощущением. Оценить боль очень трудно, и обычно это лучше всего делать с помощью различных самооценочных шкал. Во-вторых, существуют выраженные индивидуальные различия в толерантности (способности терпеть) к боли, или, если использовать психологический термин, в пороге болевых ощущений. То, что один может считать болезненным, другой может игнорировать. Было проведено очень мало исследований с целью изучения порогов болевой чувствительности у спортсменов. Еще меньше научных исследований, в которых выяснялось бы, каким образом можно тренировать спортсменов с повышенной болевой чувствительностью. Пожалуй, исключением является пилотажное (поисковое) исследование, проведенное Е. Дин Райаном. В результате этого исследования Райан выдвигает предположение, что спортсмены, особенно в видах спорта с физическим контактом, могут не только испытывать боль, но и необычно воспринимать целый ряд зрительных и моторных стимулов. С помощью кольца, прикрепленного к нижней части ноги, Райан постепенно вдавливал футбольный зажим в чувствительную к боли область надкостницы. Таким образом он изучал чувствительность к боли у старшеклассников, которым нравились виды спорта с физическим контактом. Их реакции он сопоставил с реакциями школьников, которым нравились "бесконтактные" виды спорта или которым вообще не нравился спорт. Как и ожидалось, более высокая толерантность к боли была обнаружена у школьников, которым нравились виды спорта, предполагающие физический контакт с противником. Они могли выдержать значительно большую боль в эксперименте и недооценивали продолжительность времени. Райан пришел к выводу, что спортсмены этого типа могут снижать объем информации независимо от того, идет ли речь о болевых или других видах ощущений. Иными словами, перцептивные возможности спортсменов в "контактной" категории видов спорта каким-то образом отличаются от других. Пока не ясно, могут ли спортсмены в видах спорта с физическим контактом терпеть боль благодаря влиянию данного вида спорта либо справедливо обратное - они выбирают этот вид спорта из-за своей нечувствительности к боли. В психиатрической литературе имеются данные, свидетельствующие о том, что некоторые люди испытывают удовольствие при болевых ощущениях и что именно эти субъекты имеют тяготение к видам спорта на выносливость. Однако бегунам, пловцам, лыжникам-гонщикам или конькобежцам-стайерам среднего и даже выше среднего уровня боль нравится не намного больше, чем большинству из нас.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Взаимоотношения родителей и детей
Несмотря на то, что дети значительное количество времени проводят в школе, семья обычно продолжает играть ведущую роль в процессе их социализации. В то же время их растущие когнитивные способности позволяют им усваивать все более тонкие с ...

Определение понятия “неполная семья”
Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна бы ...

Изучение детско-родительских и межличностных отношений старших дошкольников
Констатирующий эксперимент, цель которого в определении детей с проблемными межличностными отношениями, проводился 25.01.2010 года в МДОУ «Детский сад №22 «Березка» г. Зеленогорска Красноярского края. В качестве испытуемых отобрана подго ...