Снятие тревожности

Перечень причин, почему спортсмены испытывают тревожность и страхи, сам по себе еще не решает задачи их снятия, однако его можно рассматривать в качестве отправной точки. Выявление причины страхов спортсмена или обоснованное предположение часто помогает наметить подходы или методы, которые могут снизить тревожность до желательных уровней. Это не означает, что тренер должен считать себя психиатром или психологом. Однако он должен выявлять признаки чрезмерного страха у спортсменов и уметь определить, кому из них необходима небольшая помощь, которую он может оказать сам, а кто нуждается в квалифицированном совете психолога или психиатра. Многие из рассмотренных в предыдущей главе методов регуляции активации пригодны и при работе с высокотревожными спортсменами. Например, для снижения уровня тревожности неоднократно использовались методы Якобсона и Шульца. Помогает также снижение субъективной значимости предстоящего соревнования и исключение угрозы наказания за неудачное выступление. Многие из методов, которые сейчас будут рассмотрены, экспериментально не были подтверждены, однако, по мнению клиницистов и тренеров, опробовавших их на практике, они могут принести известную пользу.

Понимание признаков активации и тревожности. Согласно довольно устарелой теории эмоций, индивид сначала совершает некий поступок, а затем уже, осознав этот поступок, начинает испытывать соответствующие эмоции. Субъект плачет, а затем, осознав, что он плачет, начинает испытывать грусть. Он сначала дерется, а затем испытывает враждебность, сначала говорит, что боится, а затем испытывает эмоциональные симптомы страха и тревожности. У большинства спортсменов, если они рассчитывают хорошо выступить, перед соревнованием обычно наблюдаются различные физиологические сдвиги. У них могут чрезмерно потеть ладони, учащенно биться сердце, напрягаться мышцы. Это - положительные признаки активации, однако они часто ошибочно интерпретируются как признаки чрезмерной тревожности. Поэтому важно помочь спортсмену понять, что эти проявления на самом деле ему полезны и не означают слабости.

Этот процесс можно представить следующим образом.

Однако этот процесс можно изменить, если научить спортсмена понимать симптомы и признаки, которые у него наблюдаются перед соревнованием*.

* Другие признаки тревожности, кроме уже упомянутых в этой главе, включают повышение частоты и диапазона тремора в различных частях Тела, увеличение частоты мигания глаз и быстрое, поверхностное дыхание.

Метод десенсибилизации. Клинические психологи и психиатры применяли несколько методов для снижения чрезмерной тревожности у индивидов с жалобами на наличие страхов в различных ситуациях. Эти методы излагаются ниже для ознакомления с ними тренеров, а не для того, чтобы тренеры самостоятельно применяли их в своей работе. Одним из таких методов является десенсибилизация (снятие чувствительности). Этот метод предлагает составление перечня предметов, людей и ситуаций, которые вызывают у человека состояние тревожности даже в незначительной степени. Затем этот перечень ранжируется в последовательности от факторов, которые вызывают значительные опасения и страхи, до факторов, вызывающих небольшую тревогу. Такой перечень "тревожностной иерархии" может иметь следующий вид:

Высокий уровень тревожности:

Начало важной игры.

Появление основного соперника.

Критические замечания родителей.

Критические замечания со стороны тренера.

Средний уровень тревожности:

Наблюдения за тем, как разминается соперник.

Появление в незнакомом спортивном зале.

Появление игроков команды соперника.

Прерывистое дыхание.

Низкий уровень тревожности:

Тремор рук.

Метод заключается в предъявлении субъекту сначала ситуаций, вызывающих незначительную тревожность, что дает ему возможность адаптироваться к ним. Затем предъявляются ситуации, находящиеся в иерархии выше и вызывающие несколько большую тревожность. После адаптации и к этим ситуациям постепенно переходят к другим, и так до тех пор, пока спортсмен не овладеет ситуациями, которые вызывают наибольшую тревожность и страх. Часто вместе с этим методом десенсибилизации одновременно используют и метод релаксации Якобсона. В этом случае при возникновении ситуаций (или предъявлении образов этих ситуаций), которые могут вызвать постепенно возрастающий уровень тревожности, испытуемому помогают расслабить основные группы мышц. Дополнительной модификацией этих методов, нашедшей применение у психиатров и психологов, специально работающих в этой области, является формирование реакций, "свободных от тревожности". Этот метод заключается в том, что сначала испытуемому предъявляют ситуацию, вызывающую у него состояние тревожности, а затем эту ситуацию как раздражитель снимают по какому-нибудь внешнему сигналу (например, по звонку). Таким образом, испытуемый будет ассоциировать снятие тревожности с внешним стимулом. После выработки условного рефлекса на этот стимул простое его предъявление приводит к некоторому снижению тревожности. Тренировка с моделированием. Чтобы помочь спортсменам снизить тревожность, тренер должен учитывать два основных фактора: а) спортивное соревнование вызывает у спортсменов состояние тревожности (т.е. возможность проигрыша, социальной неудачи) и б) наиболее продуктивные методы обычно дают представление о специфических причинах тревожности. Часто трудно отделить перевозбуждение от тревожности. Спортсмены, проявляющие многочисленные признаки физиологической готовности, часто считаются тревожными. Однако у других спортсменов могут наблюдаться признаки крайней апатии и физиологические показателя, свидетельствующие о том, что их организм либо чрезмерно перевозбужден для предстоящего соревнования, либо недовозбужден. Таким образом, одним из наиболее целесообразных подходов, который можно рекомендовать в работе, является такой, с помощью которого спортсмен на практике прочувствует, что значит, в его виде соревноваться в состоянии высокой тревожности или перевозбуждения. Это достигается соответствующем организацией условий тренировок, введением неожиданных стрессоров и с помощью других изменений в подготовке спортсменов так, чтобы в ней моделировался тот стресс, с которым спортсмену предстоит встретиться на соревнованиях. Мы уже обсуждали целесообразность изоляции спортсмена в ряде случаев, однако возможны и другие методы. Например, можно неожиданно пригласить на одну из тренировок основного противника спортсмена с тем, чтобы они провели совместную тренировку. Кроме того, спортсмена, который боится непривычных условий международных соревнований, можно без предупреждения взять на тренировки в незнакомый спортивный зал, бассейн, на чужое поле, чтобы он научился лучше адаптироваться в новых условиях. На тренировках можно создавать и специальные социальные ситуации, которые могут в дальнейшем быть причиной высокой тревожности. На одну из прикидок или контрольных тренировок в бассейне или беговой дорожке можно, не предупреждая об этом спортсмена, пригласить его знакомую девушку. Можно пригласить на тренировки родителей спортсмена, чтобы он не был чрезмерно встревожен, когда они будут присутствовать на соревнованиях. Некоторые тренеры даже приглашают болельщиков команды соперников, чтобы те освистывали его воспитанников на тренировках или контрольных играх. Эти методы следует применять достаточно осторожно и после каждой такой тренировки объяснять спортсменам смысл и задачи работы в специально смоделированных ситуациях. Многие убеждены, что подобная тренировка с моделированием соревновательного стресса является потенциально достаточно эффективным подходом для снятия и уменьшения страхов и тревожности у спортсменов.

Другие статьи:

Анализ степени выраженности различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении
При решении данной задачи использовались результаты опросника «Виды лжи», которые представлены в таблицах (См. Приложение 3). Для определения степени выраженности видов искажения информации о себе у курсантов в межличностном общении нами ...

Формирование геджит-аддикции у молодежи
Аддиктивное поведение сегодня является проблемой подавляющего большинства населения развитых стран. Мы часто вспоминаем о свободах юридических и политических, почти не уделяя внимания свободе душевной, психологической, то есть свободе от ...

Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допуст ...