Модели стресса

Страница 4

4. Модели несоответствия. Подобные модели стресса, рассматривающие его как динамический процесс, приводящий психологические ресурсы в соответствие с предъявляемым требованием получили название моделей несоответствия. По нашему мнению, данные модели также можно отнести к категории трансактных моделей, так как в основе этих моделей лежит предположение о том, что причиной возникающих трудностей и переживаний состояния стресса является дисбаланс между требованиями и условиями внешней среды и возможностями человека. Это определение близко к определению проблемности, которого придерживаются Голиков Ю.Я. и Костин А.Н. (1996): «Психическое явление, возникающее вследствие субъективно значимого изменения объективной действительности и ее психического отражения и представляющее одну из форм несоответствия между ними, появление и преодоление которого обеспечивается механизмами психической регуляции» [15]. Термин «преодоление», используемый этими авторами в определении мы полагаем возможным считать синонимичным термину «совладание», поскольку он тоже отражает процесс приведения в соответствие воспринимаемого субъектом дисбаланса между требованиями и условиями внешней среды и своими возможностями, В дальнейшем мы будем использовать термин «совладение». В свою очередь, процессы возникновения проблемностей определяют направленность активности субъекта, Голиков Ю.Я. и Костин А.Н. считают, что процессы возникновения проблемностей раскрывают содержание побудительной регуляции, а процессы совладания с проблемностями — содержание исполнительской регуляции. Сложность проблемности определяется степенью несоответствия между объективной действительностью и ее психическим отражением. Кроме того, чем сильнее будет выражена степень несоответствия и, чем существеннее будут значимые для субъекта происходящие изменения, тем сложнее для него станут процессы оценки и понимания этих изменений, приведения в соответствие с ними своей активности, поведения, деятельности, и тем больше времени необходимо будет затратить на совладание с этим несоответствием [15], Поскольку Голиков Ю.Я. и Костин А.Н. рассматривают проблемности и процесс совладания с ними, учитывая когнитивные механизмы оценки воспринимаемого несоответствия и последующею активность субъекта, направленную на снижение или устранение этого несоответствия, мы относим разработанную ими модель совладания с проблемностями к трансактным моделям стресса [15].

Ресурсные модели психологического стресса, в которых последний рассматривается как неравенство, несоответствие между воспринимаемыми требованиями и воспринимаемыми ресурсами, и, следовательно, так же могут рассматриваться в рамках трансактных моделей стресса, вопрос о механизмах регуляции реакций на стресс является крайне важным. Как известно, механизмы регуляции психологического стресса включают в себя процессы различного рода: физиологические, психологические» когнитивные, поведенческие, а также ресурсы личности, в которые входят, по мнению разных исследователей, способности субъекта, его личностные особенности, предшествующий опыт, знания, ценности, потребности, мотивы и многое другое.

По мнению ряда авторов [8,15,24 и др.], психическая регуляция имеет уровневую структуру - Выделяют следующие уровни: непосредственного взаимодействия, опосредованной координации, программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций. Уровневая специфика регуляции определяется особенностями процессов возникновения и совладания с проблемностями. Поэтому назначение регуляции должно стать главным основанием при выборе ее уровней. Возникновение проблемностей различной сложности и совладание с ними будут обеспечиваться процессами регуляции, формирующимися на разных уровнях, а также включать в себя обращение к психологическим ресурсам человека, вилять на их использование.

Но при возрастании несоответствия будут увеличиваться не только временные интервалы возникновения проблемностей и совладания с ними, но и количество, а также расход задействованных разнообразных психологических ресурсов, в том числе энергетических. В таких случаях от человека может потребоваться абстрагирование от ситуации, пересмотр жизненно важных ориентиров, поиск принципиально новых знаний и информации, уверенность в себе и своих силах, навыки принятия решений, физическая выносливость, получение социальной поддержки и т.п.

Таким образом, модели несоответствия можно рассматривать в рамках трансактных моделей стресса, так как они аналогичным образом включают в себя когнитивную оценку индивидом и требований ситуации, и своих возможностей справиться с нею, В этих моделях также учитываются индивидуальные особенности человека, его поведенческие паттерны, личностные психологические ресурсы, стратегии реагирования и возможность получения поддержки от внешней среды. Однако, на наш взгляд, психическую регуляцию нельзя отождествлять с понятием психологических ресурсов, хотя она непосредственно с ними связана. Психическую регуляцию скорее можно отнести к стратегии совладания с проблемностями, имеющей многоуровневую структуру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Методы и методики исследования
2.2.1 Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич) Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу ...

Детский сад и школа как важные институты социализации в жизни ребенка
Рассмотрев, что же такое социализация, а в частности семейная социализация, вернемся к тому, где же все-таки дети проходят этот процесс передачи опыта, т.е. к главным институтам социализации «детский сад и школа», главными, после институт ...

Социальный капитал. Теоретические подходы, история эволюции понятия, структура
Социальный капитал является пока еще не совсем устоявшимся научным понятием, которое широко используется в современной науке. Существует множество определений и трактовок понятия социального капитала. Мы определим социальный капитал как н ...