Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом

Другая психология » Влияние акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации » Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом

Страница 2

С. Голаган с соавторами (1999) видит ограничение почти всех распространенных моделей, касающихся стресса я процесса совладания, в том, что психологические ресурсы рассматриваются как статичные. В свою очередь ими был предложен более динамичный подход к пониманию роли психологических ресурсов, на основе многолетнего исследования 326 взрослых. Было обнаружено, что потеря ресурсов значимо связана с увеличением депрессивной симптоматики, в то время как увеличение (пополнение) ресурсов в течение исследуемого периода значимо связана с уменьшением депрессивной симптоматики. Кроме того, было выявлено, что изменение в перевесе негативных событий над позитивными в течение 10-летнего периода обратно пропорционально связано с изменением в ресурсах за этот же период. Было показано, что увеличение психологических ресурсов может иметь позитивные последствия в процессе адаптации личности к негативным событиям. Развитие ресурсов, их поддержание и совладение с потерей ресурсов приводит к нормативными адаптивными изменениями у молодых людей, людей среднего возраста и пожилых людей, соответственно. Авторы утверждают, что изменение в количестве ресурсов, которыми обладает личность, является общим. Отмечавшиеся более чем у половины испытуемых изменения (в лучшую или в худшую сторону) в психологических ресурсах за 10-летний период, говорят не о том, что личностные и социальные ресурсы являются неустойчивыми, но что их устойчивость умеренна [24].

Некоторые исследователи утверждают, что потеря ресурса может привести к жизненным изменениям и ухудшению в психологическом функционировании. В исследованиях на выборке ветеранов вьетнамской войны было обнаружено, что стрессовые жизненные события и посттравматическое стрессовое расстройство было частично опосредовано снижением как общей выносливости, так и социальной поддержки [24].

М. Зейндер и А. Хаммер (1990) предложили собственную классификацию психологических источников — ресурсов совладания со сложными жизненными ситуациями, которые включают пять областей жизнедеятельности человека: 1) сфера познания и представлений; 2) сфера чувств; 3) сфера отношений с людьми; 4) сфера духовности; 5) сфера физического бытия. Обращение к той или иной сфере обусловлена содержанием проблемной ситуации [24].

С. Голаган и Р. Мосс с соавторами (1997) указывают на многочисленные данные, демонстрирующие связь между социальной поддержкой и психологическим совладанием личности с трудными жизненными и профессиональными ситуациями [24].

С. Голаган и Р. Мосс (1990, 1991) показали, что личностные и социальные ресурсы связаны с психологическим совладанием опосредованно, через адаптивные совладеющие стратегии. Находясь под действием тяжелых стрессоров, адаптивные личностные характеристики и семейная поддержка действуют, в перспективе, как ресурсы совладания. В свою очередь, совладание является опосредующим звеном (moderator) между первоначальными ресурсами и последующим статусом здоровья [24].

Обращает на себя внимание факт, что в реакциях индивида на экстремальные воздействия важную роль играют стойкие типологические особенности личности. Эмоционально реактивные индивиды в экстремальных условиях деятельности проявляют выраженное ухудшение своего психического статуса. У экстравертов в ответ на стрессовые стимулы тормозные процессы развиваются быстрее и нормализуются медленнее, чем у интровертов [11]- Т. Роттер(1990) отмечал различный характер реагирования на стресс людей с внешним или внутренним локусом контроля.

В превентивном совладании, уже рассматривавшемся нами в рамках интегративной модели стресса выделяют четыре класса совладающих стратегий. Один из них - это стратегия развития ресурсов индивидуального совладания. Ресурсы могут принимать множества форм. К ним авторы относят: физиологические свойства, которые включают хорошие гены и благоприятные факторы такие, как отсутствие заболеваний, физических недостатков и рискованного поведения; психологические качества такие, как уверенность, чувство контроля и самооценка; когнитивные качества такие, как функциональные (конструктивные) убеждения, навыки управления временем, академическая компетентность или способность к обучению; социальная поддержка; и финансовое благополутие [163]- Было отмечено, что увеличение ресурсов должно позитивно влиять на отношение между воспринимаемой угрозой и ресурсами на стадии их оценки. Для того чтобы помогать людям в совладении со стрессорами» важно, по мнению авторов, уделять внимание построению ресурсов и помогать в осознании уже имеющихся ресурсов.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Информационный контроль
Человеческое сознание не может нормально функционировать без информации. Управляя потоком информации и способностью его обрабатывать, культы не позволяют людям здраво судить о собственной жизни или действиях группы. Информационный контро ...

Мотивы выбора профессии
Важнейший фактор, определяющий мотивацию человека, особенно на завершающем этапе и развития — познавательная активность субъекта по осмыслению жизни и преследуемых в ней целей. Создаваемая вокруг человека тотальная мотивационная атмосфер ...

Роль матери в формировании девочки подростка
Актуальность темы: « Роль матери в жизни девочки-подростка особенно велика». Стираются многие традиции, умирают стереотипы, и роль женщины меняется вместе со временем. Для того, чтобы выявить предпосылки развития современного типа женщин ...