Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей

Другая психология » Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка » Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей

Страница 1

Самоорганизацию мы представляем как деятельность преобразования действительности, высокую адаптированность, мобилизацию внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью.

Исходя из вышеуказанного, мы представляем самостоятельность как исходную основу. Стартовую площадку становления самоорганизации в целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.

Одним из общих факторов позитивного общения между детьми и родителями мы считаем и субъективную активность личности, представленную в виде самостоятельности - качества, несомненно необходимого для развития личности ребенка. Мы предлагаем, что самостоятельность, выступая как личностный фактор, может детерминировать позитивные взаимоотношения детей и родителей. [11, 356 с.]

Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.

Об активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности говорили в своих трудах Б. Г. Ананьев, П.Т. Блонский, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др. Если проблемой активности человека занимались давно, то проблема субъективной активности, т.е. активность развиваемой самим субъектом, им самим организуемой и контролируемой стала предметом изучения недавно.

Этой проблемой вплотную занимается А.К. Осницкий. С его точки зрения, ребенок не может являться автором своей активности.

Авторство появляется на определенной ступени, стало быть, есть досубъективные формы активности, т.е. предпосылки и зачатки самостоятельности как личностного качества.

Личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально-психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности. В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер.

По мере роста ребенка, вслед за тем, как рвутся его первичные физиологические и социально - психологические связи с матерью, с другими заменяющими и дополняющими её в детстве людьми у ребенка развивается стремление к личностной независимости и персональной свободе. Последовательные шаги реализации этого жизненно важного стремления таковы: физическая независимость (отделение ребенка от организма матери); физиологическая независимость (появление способности самостоятельно удовлетворять свои органические потребности); психологическая независимость - свобода, понимаемая как способность человека думать и поступать вполне самостоятельно, сообразно внутренне принятым принципам собственной автономной морали.

Самостоятельность одно из ведущих качеств личности , выражающееся в умении поставить цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Самостоятельность рассмотрена и изучена в трудах Иванова В. Д., Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А.

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность - это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства. [54, 67с.]

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Понятие о социально – психологическом климате в коллективе.
В настоящее время, когда придаётся большое значение тому, как происходит социализация личности, возникает острая необходимость в людях владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Общеобразовательная школа не может стоять ...

Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подростково-юношеского возраста
Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Все более начинает проявлять себя мотивационно – потребностная сфер ...

Понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания
Всемирная организация здравоохранения определяет «синдром выгорания» как физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к со ...