Экспериментальное изучение характера взаимоотношений в семье

Другая психология » Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка » Экспериментальное изучение характера взаимоотношений в семье

Страница 2

2). Тревожность.

3). Конфликтность в семье.

4). Чувство неполноценности в семейной ситуации.

5). Враждебность в семейной ситуации (см. Приложение 2).

В результате проведения КРС с детьми младшего школьного возраста мы получили следующие результаты:

1. В семье 01 симптомокомплексы по I – 0,3 балла, II- 0,4 балла, III – 0,1 балл, IV – 0,1 балла, V – 0,2 балла. Из этого видно, что в семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II), что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией.

1. В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,4 балла, II- 0,4 балла, III – 0,3 балл, IV – 0,5 балла, V – 0,5 балла. В этой семье самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации – 0,5 баллов (V).

2. В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,3 балла, II- 2,5 балла, III – 0,2 балл, IV – 0 баллов, V – 0,2 балла. Семейная ситуация ребенком воспринимается как тревожная.

3. В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,7 балла, II- 0,1 балла, III – 0,2 балла, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. Семейная ситуация благоприятная – 0,7 баллов.

4. В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,5 балла, II- 0,5 баллов, III – 0,1 балла, IV – 0,2 балла, V – 0,2 балла. Несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность.

5. В семье 06 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,8 балла, II- 0,5 балла, III – 0,3 балла, IV – 0,2 балла, V – 0,4 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье – 2,6 балла.

6. В семье 07 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,2 балла, II- 4,5 балла, III – 2,3 балла, IV – 0,2 балла, V – 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье.

7. В семье 08 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,3 балла, II- 0,3 балла, III – 2,3 балла, IV – 0,2 балла, V – 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье – 2,6 балла. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность.

8. В семье 09 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,6 балла, II- 0,3 балла, III – 0 баллов, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. Благоприятная семейная ситуация.

9. В семье 10 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,63 балла, II- 0,6 балла, III – 0 баллов, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. Несмотря на благоприятную ситуацию, ребенок проявляет тревожность.

Для того, чтобы представить общую картину результатов, мы разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% 0 (семья 09, 06, 04) – состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа – это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 50% (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).

III группа – это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплексу – тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация – 45 баллов; III - конфликтность – 3,1 балла; IV - чувство неполноценности – 1,4 балла; V - враждебность – 2,2 балла. (Приложение 3).

Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения (Варга, Столина). Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами.

Данный тест предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков. (см. Приложение 4).

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I – «принятие – отвержение»; II – «кооперация»; III – «симбиоз»; IV – «авторитарная гиперсоциализация»; V – «маленький неудачник» получили следующие результаты:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Измерение агрессивности
Для оценки степени агрессивности, которую может проявить человек, социологи избрали несколько путей. С одной стороны, были использованы результаты систематических наблюдений за проявлением агрессивности в хронологической последовательност ...

Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте
Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает для дальнейшего формирования его личность. Однако формирование личности ...

Изучение фрустрационных реакций дошкольников
Результаты исследования, полученные при помощи методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга Таблица №3 Частота встречаемости фрустрационных реакций в исследуемых группах дошкольников Реакция Дошкольники, имеющие родит ...