Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями

Другая психология » Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка » Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями

Страница 1

Вторая часть практической работы направлена на выявление степени самостоятельности детей, что определяет цель данной работы. В данной части мы выделили следующие задачи:

1. Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе трудовой деятельности и нравственной саморегуляции.

2. Соотношение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на основе этого определить влияние самостоятельности или ее связь с характером детско-родительских взаимоотношений. Использовались беседы, наблюдения.

Для выявления самостоятельности трудовых умений и навыков выделили следующие параметры:

1. Навыки самообслуживания.

2. Выполнение определенных постоянных обязанностей.

3. Умение планировать свою трудовую деятельность.

4. Выполнение поручений без помощи родителей.

5. Доводить начатое дело до конца (Приложение 6).

К высокому уровню относятся дети с суммой баллов от 25 до 30 (04, 06, 09) – 30%.

К среднему уровню с суммой баллов от 17 до 24 (01, 02, 03, 05, 07, 08, 10) – 70%.

Низкий уровень 0%.

Общий анализ результатов наблюдений можно сформулировать в следующем заключении: в младшем школьном возрасте у детей идет интенсивное овладение трудовой деятельностью. Проведенное наблюдение выявило средний уровень сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков у большинства детей.

В этом возрасте у детей формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к саморегуляции.

Как мы отмечали в I главе нашей работы, высоким уровнем самостоятельности является ее проявление в суждениях, оценках, которые проявляются в самокритичности, ответственности и дисциплинированности.

В связи с этим мы этот уровень самостоятельности рассматриваем как нравственную саморегуляцию детей. Данный этап исследования проводился в ходе индивидуальных бесед и наблюдений. В результате проведенных методов нами выявлено:

1. У 20% выявлено наличие указанных трех компонентов (06, 09).

2. У 60% отметили наличие только двух компонентов (01, 02, 04, 05, 07, 10).

3. У 20 % в наличии только один компонент (03, 08).

Для того, чтобы четко представить общий уровень самостоятельности детей составили матрицу:

Код

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Труд

II

II

II

I

II

I

II

II

I

I

Нравственная саморегуляция

II

II

III

II

II

I

II

III

I

II

В итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности самостоятельности, их показатели по всем двум параметрам показывают I (06, 09 – 2%). Вторая группа состоит из детей с достаточной степенью самостоятельности с показателями I и II (04, 10 – 20%). В третью группу вошли дети со средним уровнем общей самостоятельности с показателями II, II (01, 02, 05, 07 – 40%). В группу 4 входит ребенок (03, 08) с показателями по всем двум параметрам II и III. Эту группу определяем как низкий уровень самостоятельности.

Таким образом, общая самостоятельность у детей младшего школьного возрасту в нашем исследовании имеет различный уровень сформированности, что определяется развитием личности детей.

Для того, чтобы определить влияние и связь самостоятельности со взаимоотношениями в семье сопоставили полученные данные 1 и 2 частей практической работы. Данные занесли в таблицу.

Код

Наличие тревожности

Отношение родителей к детям

Характер взаимоотношений в семье

Уровень общей самостоятельности

1

2

3

4

5

01

тревожность

авторитарная гиперсоциализация

неустойчивый

средний

02

тревожность

инфатилизация

неустойчивый

недостаточный

03

тревожность

инфатилизация

негативный

низкий

04

благоприятная

симбиоз

позитивный

достаточный

05

благоприятная (наличие тревож.)

симбиоз

неустойчивый

средний

06

благоприятная

социальная желательность

позитивный

высокий

07

тревожность

гиперсоциализация

неустойчивый

средний

08

выраженная конфликтность

симбиоз

неустойчивый

низкий

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

09

благоприятная

инфантилизация

позитивный

высокий

10

благоприятная (ощущение тревожности)

гиперсоциализация

позитивный

средний

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Проведение практической работы по проблеме влияния СМИ
Для решения проблемы негативного влияния средств массовой информации на подростков, проведем собрание на тему «Телевизор в жизни семьи» (См. Приложение 3). Собрание начнем с вступительного слова: «Телевизор в жизни подростка – это хорош ...

Теоретические подходы к изучению руководства
Руководство (Лидерство) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований лидерства выделены различные стили лидерства, разработан ряд концепций лидерства. Теория ...

Понятие о мышлении
Мышление—высшая форма отра­жения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познава­тельный психический процесс, свойственный только человеку. Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знак ...