Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями

Другая психология » Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка » Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями

Страница 1

Вторая часть практической работы направлена на выявление степени самостоятельности детей, что определяет цель данной работы. В данной части мы выделили следующие задачи:

1. Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе трудовой деятельности и нравственной саморегуляции.

2. Соотношение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на основе этого определить влияние самостоятельности или ее связь с характером детско-родительских взаимоотношений. Использовались беседы, наблюдения.

Для выявления самостоятельности трудовых умений и навыков выделили следующие параметры:

1. Навыки самообслуживания.

2. Выполнение определенных постоянных обязанностей.

3. Умение планировать свою трудовую деятельность.

4. Выполнение поручений без помощи родителей.

5. Доводить начатое дело до конца (Приложение 6).

К высокому уровню относятся дети с суммой баллов от 25 до 30 (04, 06, 09) – 30%.

К среднему уровню с суммой баллов от 17 до 24 (01, 02, 03, 05, 07, 08, 10) – 70%.

Низкий уровень 0%.

Общий анализ результатов наблюдений можно сформулировать в следующем заключении: в младшем школьном возрасте у детей идет интенсивное овладение трудовой деятельностью. Проведенное наблюдение выявило средний уровень сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков у большинства детей.

В этом возрасте у детей формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к саморегуляции.

Как мы отмечали в I главе нашей работы, высоким уровнем самостоятельности является ее проявление в суждениях, оценках, которые проявляются в самокритичности, ответственности и дисциплинированности.

В связи с этим мы этот уровень самостоятельности рассматриваем как нравственную саморегуляцию детей. Данный этап исследования проводился в ходе индивидуальных бесед и наблюдений. В результате проведенных методов нами выявлено:

1. У 20% выявлено наличие указанных трех компонентов (06, 09).

2. У 60% отметили наличие только двух компонентов (01, 02, 04, 05, 07, 10).

3. У 20 % в наличии только один компонент (03, 08).

Для того, чтобы четко представить общий уровень самостоятельности детей составили матрицу:

Код

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Труд

II

II

II

I

II

I

II

II

I

I

Нравственная саморегуляция

II

II

III

II

II

I

II

III

I

II

В итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности самостоятельности, их показатели по всем двум параметрам показывают I (06, 09 – 2%). Вторая группа состоит из детей с достаточной степенью самостоятельности с показателями I и II (04, 10 – 20%). В третью группу вошли дети со средним уровнем общей самостоятельности с показателями II, II (01, 02, 05, 07 – 40%). В группу 4 входит ребенок (03, 08) с показателями по всем двум параметрам II и III. Эту группу определяем как низкий уровень самостоятельности.

Таким образом, общая самостоятельность у детей младшего школьного возрасту в нашем исследовании имеет различный уровень сформированности, что определяется развитием личности детей.

Для того, чтобы определить влияние и связь самостоятельности со взаимоотношениями в семье сопоставили полученные данные 1 и 2 частей практической работы. Данные занесли в таблицу.

Код

Наличие тревожности

Отношение родителей к детям

Характер взаимоотношений в семье

Уровень общей самостоятельности

1

2

3

4

5

01

тревожность

авторитарная гиперсоциализация

неустойчивый

средний

02

тревожность

инфатилизация

неустойчивый

недостаточный

03

тревожность

инфатилизация

негативный

низкий

04

благоприятная

симбиоз

позитивный

достаточный

05

благоприятная (наличие тревож.)

симбиоз

неустойчивый

средний

06

благоприятная

социальная желательность

позитивный

высокий

07

тревожность

гиперсоциализация

неустойчивый

средний

08

выраженная конфликтность

симбиоз

неустойчивый

низкий

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

09

благоприятная

инфантилизация

позитивный

высокий

10

благоприятная (ощущение тревожности)

гиперсоциализация

позитивный

средний

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами
Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя университета заключается в том, что возвращается истинный смысл назначения деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Помочь каждому студенту ...

Особенности функций регуляции и контроля у подростков, страдающих Интернет-зависимостью
Динамика распространения Интернет – коммуникации и, соответственно, повышение ее «удельного веса» в процессах коммуникации в целом не имеет аналогов. Популяция пользователей Интернета постоянно расширяется и растет, и если раньше это была ...

Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в отечественных исследованиях
В отечественной экспериментальной литературе исследования, посвященные проблемам интересов и профессиональных интересов, привлекали многих психологов. Так, в середине 70–х годов в Тюмени Шавиром П.А. и его коллегами были предприняты попы ...