Вторая часть практической работы направлена на выявление степени самостоятельности детей, что определяет цель данной работы. В данной части мы выделили следующие задачи:
1. Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе трудовой деятельности и нравственной саморегуляции.
2. Соотношение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на основе этого определить влияние самостоятельности или ее связь с характером детско-родительских взаимоотношений. Использовались беседы, наблюдения.
Для выявления самостоятельности трудовых умений и навыков выделили следующие параметры:
1. Навыки самообслуживания.
2. Выполнение определенных постоянных обязанностей.
3. Умение планировать свою трудовую деятельность.
4. Выполнение поручений без помощи родителей.
5. Доводить начатое дело до конца (Приложение 6).
К высокому уровню относятся дети с суммой баллов от 25 до 30 (04, 06, 09) – 30%.
К среднему уровню с суммой баллов от 17 до 24 (01, 02, 03, 05, 07, 08, 10) – 70%.
Низкий уровень 0%.
Общий анализ результатов наблюдений можно сформулировать в следующем заключении: в младшем школьном возрасте у детей идет интенсивное овладение трудовой деятельностью. Проведенное наблюдение выявило средний уровень сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков у большинства детей.
В этом возрасте у детей формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к саморегуляции.
Как мы отмечали в I главе нашей работы, высоким уровнем самостоятельности является ее проявление в суждениях, оценках, которые проявляются в самокритичности, ответственности и дисциплинированности.
В связи с этим мы этот уровень самостоятельности рассматриваем как нравственную саморегуляцию детей. Данный этап исследования проводился в ходе индивидуальных бесед и наблюдений. В результате проведенных методов нами выявлено:
1. У 20% выявлено наличие указанных трех компонентов (06, 09).
2. У 60% отметили наличие только двух компонентов (01, 02, 04, 05, 07, 10).
3. У 20 % в наличии только один компонент (03, 08).
Для того, чтобы четко представить общий уровень самостоятельности детей составили матрицу:
Код |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
Труд |
II |
II |
II |
I |
II |
I |
II |
II |
I |
I |
Нравственная саморегуляция |
II |
II |
III |
II |
II |
I |
II |
III |
I |
II |
В итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности самостоятельности, их показатели по всем двум параметрам показывают I (06, 09 – 2%). Вторая группа состоит из детей с достаточной степенью самостоятельности с показателями I и II (04, 10 – 20%). В третью группу вошли дети со средним уровнем общей самостоятельности с показателями II, II (01, 02, 05, 07 – 40%). В группу 4 входит ребенок (03, 08) с показателями по всем двум параметрам II и III. Эту группу определяем как низкий уровень самостоятельности.
Таким образом, общая самостоятельность у детей младшего школьного возрасту в нашем исследовании имеет различный уровень сформированности, что определяется развитием личности детей.
Для того, чтобы определить влияние и связь самостоятельности со взаимоотношениями в семье сопоставили полученные данные 1 и 2 частей практической работы. Данные занесли в таблицу.
Код |
Наличие тревожности |
Отношение родителей к детям |
Характер взаимоотношений в семье |
Уровень общей самостоятельности | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
01 |
тревожность |
авторитарная гиперсоциализация |
неустойчивый |
средний | ||
02 |
тревожность |
инфатилизация |
неустойчивый |
недостаточный | ||
03 |
тревожность |
инфатилизация |
негативный |
низкий | ||
04 |
благоприятная |
симбиоз |
позитивный |
достаточный | ||
05 |
благоприятная (наличие тревож.) |
симбиоз |
неустойчивый |
средний | ||
06 |
благоприятная |
социальная желательность |
позитивный |
высокий | ||
07 |
тревожность |
гиперсоциализация |
неустойчивый |
средний | ||
08 |
выраженная конфликтность |
симбиоз |
неустойчивый |
низкий | ||
Продолжение таблицы | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
09 |
благоприятная |
инфантилизация |
позитивный |
высокий | ||
10 |
благоприятная (ощущение тревожности) |
гиперсоциализация |
позитивный |
средний | ||
Другие статьи:
Детско-родительские отношения: дефиниции,
классификации, роль в развитии личности ребенка
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений "мать-ребенок"; типы ...
Слуховой анализатор. Сенсорные
слуховые расстройства
Слуховая система, или слуховой анализатор1 человека, - совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т.е. осуществляющих слуховую ор ...
Студенческое кураторство как решение проблемы
В настоящее время остро стала проблема воспитания студентов в университете: обязан ли ВУЗ заниматься этим? Если да, то кто этим займется? Во многих ВУЗах существуют Институты кураторов, но их работа оставляет желать лучшего, потому что, к ...