Состояние проблемы изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков в психологической теории и практике

Другая психология » Влияние внутренней позиции на поведение младших подростков » Состояние проблемы изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков в психологической теории и практике

Страница 1

Внутренняя позиция имеет яркое возрастное своеобразие. Имеются исследования, непосредственно посвященные предпосылкам возникновения внутренней позиции школьника у детей от 4 до 7 лет и ее динамике во время обучения в начальной школе (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Т.А. Нежнова, Л.Г. Бортникова) [3]. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.

Переход из начальной школы в среднее звено считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Для успешного преодоления этой потенциальной проблемной ситуации пятиклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. К их числу, без сомнения, относится новая личностная позиция по отношению к школе (внутренняя позиция учащегося средней школы). Старая позиция, с которой он вошел в школьную жизнь, которая определяла не только его отношение к обучению, но и всю систему его отношений к действительности, сначала расшатывается, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять его психическую жизнь и его поведение. В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более "взрослую" позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в повседневной школьной жизни. .

Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе [18, С.90].

Подростковый период - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но в конце концов большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком [21, С.84].

В подростковый период происходит ускоренный рост ребенка за счет роста костей:

голова, стопы и ладони увеличиваются до размеров взрослого человека;

кости верхних и нижних конечностей удлиняются и становятся толще;

кости растут не одновременно (так, кисти ладоней увеличиваются на 4 мес. раньше, чем кости предплечья) [4, С.289].

Следствие этих изменений: нарушаются пропорции тела (в частности, ладони рук кажутся слишком большими; движения становятся неуклюжими; ощущение собственной неуклюжести возрастает.

В подростковый период особое значение приобретает изменяющееся лицо: волосы, нос, глаза, губы, подбородок - все подвергается ревизии. Интерес подростка к своей внешности связан: с физиологическими изменениями, половым созреванием; с влиянием социальной среды; с познанием действительности, направленной на самого себя.

Взрослый должен: оградить подростка от шуток, насмешек на эту тему; убедить подростка, что это явление преходящее; порекомендовать заняться физическими упражнениями [18, С.35].

Их уверенность в себе растет по мере достижения все новых успехов в спорте, увеличении мышц, популярности среди окружающих.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Анализ влияния личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений
Данные, полученные с помощью нашего комплекса психодиагностических методик, позволяют в должной мере проиллюстрировать как внешние составляющие особенностей испытуемых (тип поведения в конфликте) так и внутренние психические особенности ( ...

Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы было проведено опытно- педагогическое исследование в период прохождения государственной практики на базе МОУ СОШ №7 г. Заринска во 2-ом классе. В исследовании принимали участие 10учащихся. Работа проходила в 2 э ...

Распространенность синдрома эмоционального выгорания
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Главной причиной СЭВ считается ...