Анализ опытно-экспериментального исследования

Страница 1

Проанализируем результаты, полученные при использовании выбранных методик.

Проанализируем результаты, полученные в результате диагностики уровня агрессии учащихся 10-1 класса по методике Басса-Дарки.

Ответы испытуемых оценивались по восьми шкалам:

1. Физическая агрессия;

2. Косвенная агрессия;

3. Раздражение;

4. Негативизм;

5. Обида;

6. Подозрительность;

7. Вербальная агрессия;

8. Чувство вины.

Диагностика по данной методике выявила наличие всех восьми форм агрессивных и враждебных реакций у испытуемых.

Испытуемые, претендующие на наличие физической агрессии, имеют следующие общие черты. Это активные, деятельные и целеустремленные школьники, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции. Для испытуемых характерно использование физической силы против другого лица [31, С.174].

Подростков, которым свойственна косвенная агрессия, объединяет чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. У этих подростков отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.

Подростки, которым свойственно раздражение - как вид агрессивной реакции, игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Агрессивные акты у таких подростков мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Их раздражительность носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. При малейшем возбуждении готовы к проявлению негативных чувств.

Испытуемых, с выраженным негативизмом, отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время они рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт.

Школьники, претендующие на наличие обиды, как вида враждебной реакции отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. Подростки считают что, не всегда получают то, что им положено, а другие, в отличие от них, умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. Как правило, у них неадекватная самооценка и чаще всего заниженная. Часто испытывают зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Для испытуемых, которые показали наличие подозрительности, характерен низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Их действия и общение разворачивается в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Функции предметно-специфических действий в формировании умения учиться
Умение учащихся учиться является важнейшим фактором школьной успеваемости, однако по вопросу о содержании данного умения в отечественной литературе нет единого мнения. Наиболее общим для существующих концепций является определение умения ...

Ппроцедура исследования
В данной работе было проведено исследование мотивации достижения успеха и личностных особенностей студентов-психологов, с целью выявления взаимосвязи этих двух характеристик личности. Экспериментальное исследование проводилось на базе ка ...

Особенности поведения личности, длительное время подвергавшиеся манипулятивному воздействию
Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической защиты оберегающей его от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его ...