Анализ опытно-экспериментального исследования

Страница 2

Вербальная агрессия проявляется в различных формах. Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

У испытуемых, которым свойственно испытывать чувство вины, как правило, средний уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная нестабильность. У таких подростков часто наблюдается заниженная самооценка, повышенная тревожность. Они убеждены в том, что являются плохими людьми, что поступают зло, а также постоянно ощущают угрызения совести, по поводу и без него.

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1, 3,7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности-6,5-7 плюс-минус 3. На основе этих данных были получены следующие результаты.

Результаты диагностики представлены на рисунке 1 [Приложение 2, таблица 4].

Рис.1. Результаты диагностики уровня агрессии учащихся 5 класса по методике Басса-Дарки

Уровень агрессии имеет следующие значения, из 22 испытуемых:

у 3 учеников (15%) - низкий уровень агрессии. У подростков, показавших низкий уровень агрессии, в качестве доминирующих характеристик личности обычно просматривают следующие общие черты. Такие дети не стремятся защищать свои позиции и интересы, не проявляют эмоциональности в общении, ведут себя незаметно. Для них свойственно пассивное неэмоциональное принятие себя, недостаточная самокритичность и некоторое недовольство при оценке собственных поступков, отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств, не выраженность установки на самоизменение. Характерно отсутствие целостности и установленности образа "Я" или неудовлетворенность им, что определяет стиль поведения и общения с окружающими. Пассивность, свойственная им при защите своих интересов, мешает конструктивному решению проблемы.

у 5 учеников (25%) - средний уровень агрессии. Что касается испытуемых показавших средний уровень агрессии, то в качестве доминирующих характеристик личности обычно просматривают следующие общие черты. Дети, относящиеся к этой категории, хорошо знают и принимают нормы и правила поведения, но иногда нарушают их. Нарушая правила, они не оправдывают себя, стремясь избежать негативной оценки взрослого. Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. Им свойственна боязнь общественного неодобрения, а так же тенденция усматривать враждебность в чужих действиях (некоторая степень предвзятости, осторожности). Проявление активности при защите своих интересов, а так же эмоциональности в общении. Им свойственна адекватная самооценка и уверенность в своих силах.

У 12 учеников (60%) - высокий уровень агрессии. Эти испытуемые характеризуются следующими общими чертами личности. Бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У них, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких детей наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных учеников встречаются и подростки, у которых, агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Сюда относятся школьники, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Подростки используют в основном прямую агрессию, которая составляет грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Типы материнской любви
К типу материнской любви относится, для матери у которой ребенок - моя радость, с акцентом на слове «мое». В основе позиции матери лежит представление о любви к ребенку как о выполнении всех его желаний и капризов. Ребенку служат всем, ч ...

Научная деятельность и вклад в отечественную психологию В.М. Бехтерева
В истории отечественной психологической науки с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы п ...

Анализ корреляционно-статистических связей самооценки и адаптации
Для исследования индивидуальных особенностей адаптационных механизмов психики применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Таблица 1. Статистические характеристики по методике диагностик ...