Анализ опытно-экспериментального исследования

Страница 3

Показатели уровня враждебности отражены на рисунке 2 [Приложение 2, таблица 4].

Рис.2 Результаты диагностики уровня враждебности учащихся 10-1 класса по методике Басса-Дарки

Видим, что:

у 3 учеников (15%) - низкий уровень враждебности, им свойственен низкий уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отношений, недостаточная социальная зрелость, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности, низкие адаптационные возможности.

у 10 учеников (50%) - высокий уровень враждебности. Им характерны: высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита времени и информации. Повышенная ранимость и чувство неполноценности, бесконечный анализ своих действий, склонность к сомнениям, пониженной самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальностей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность в принятии решений, избегание ответственных задач. Повышенные возбудимость, агрессивность, неуживчивость, упрямство и настойчивость.

у 7 учеников (35%) - средний уровень враждебности. Испытуемые, которым характерна такая черта личности, как враждебность имеют следующие общие черты. Они обидчивы и подозрительны, при этом подозрительность имеет ярко выраженную форму. Испытуемые очень часто испытывают чувство зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Проанализируем результаты, полученные по методике "Оценка отношений подростка с классом". Результаты представлены на рисунке 3 [Приложение 2, табл.5].

Рис. 3. Результаты по методике "Оценка отношений подростка с классом"

Как видно из рисунка, 45% детей принадлежит к третьему типу восприятия группы. Это означает, что индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы.

35% детей принадлежит ко второму типу. В этом случае индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. Группа оценивается с точки зрения ее "полезности" для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

20% детей воспринимают группу согласно первому типу. При этом индивида воспринимают как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместной деятельности, в предпочтении индивидуальной работы. Этот тип - "индивидуалистический".

Следующим этапом исследования стало определение взаимосвязи между внутренней позицией школьника (в нашем случае мы рассматриваем отношение к классу, как одну из составляющих внутренней позиции младшего подростка) и особенностями его поведения (мы будем изучать агрессивное поведение).

Сформулируем гипотезы:

Н0 - Корреляция между уровнем агрессии и баллам по коллективистическому восприятию группы не отличается от нуля;

Н1 - Корреляция между уровнем агрессии и баллам по коллективистическому восприятию группы значимо отличается от нуля.

Построим таблицы рангов для каждого класса отдельно. Для 5-а класса -таблица 7.

Таблица 2

Ранговая корреляция

переменная А

переменная В

d

 

Уровень агрессии

ранг

балл по коллективистическому восприятию группы

ранг

d2

15

2

8

20

-18

324

29

18,5

3

3

15,5

240,25

26

16,5

3

3

13,5

182,25

30

20

4

7,5

12,5

156,25

18

4,5

7

17,5

-13

169

26

16,5

4

7,5

9

81

23

13

4

7,5

5,5

30,25

25

14,5

3

3

11,5

132,25

19

8

6

13

-5

25

21

11

3

3

8

64

22

12

3

3

9

81

19

8

5

10

-2

4

15

2

7

17,5

-15,5

240,25

19

8

6

13

-5

25

15

2

7

17,5

-15,5

240,25

25

14,5

6

13

1,5

2,25

19

8

6

13

-5

25

19

8

7

17,5

-9,5

90,25

29

18,5

4

7,5

11

121

18

4,5

6

13

-8,5

72,25

суммы

210

102

210

0

2305,5

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Теоретические подходы к изучению личности
Комплексный подход к изучению личности Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым. Он выделил иерархически соподчиненные уровни организаци ...

Особенности людей юношеского возраста
Любовь и основанные на ней отношения играют особую роль в жизни человека. С одной стороны, любовь интуитивно понятна практически каждому взрослому человеку, а с другой определения феномена любви и до настоящего времени вызывает множество ...

Временная перспектива как характеристика психологического времени
Понятие временной перспективы было предложено К. Левиным. Введение этой категории дополняло понятие «жизненного пространства», которое представляло единицу человеческой личности. Введением этого понятия К. Левин подчеркивал тот факт, что ...