Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте

Другая психология » Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте » Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте

Страница 1

Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция) (43, 13, 17). По мнению В.С. Мухиной дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов. microblading schulung mit Academy

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает воссоздающее воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивание рассказов. Сказок, просмотра видео – и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление. Вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей – дошкольников является еще довольно слабым (43).

Маленький ребенок, например трехлетка, не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей – дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка – шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовывать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее (или творческое). Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно – ролевые игры.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы (13).

Ранее проведенные исследования О.М.Дьяченко позволило выделить в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа: 1) порождение некоторой идеи творческого продукта; 2) создание некоторого плана – замысла реализации этой идеи. Оба эти этапа появляются уже к концу дошкольного детства. Поэтому особенно важно рассмотреть, в чем заключается специфика средств, с помощью которых происходит становление целостного процесса воображения на протяжении всего дошкольного возраста.

Трудность анализа этого процесса, на наш взгляд, заключается в том, что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно, их можно назвать «аффективное» и « познавательное» воображение. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций (10).

В этих исследованиях было показано, что воображение может выступать в качестве защитного механизма личности, была выделена такая функция воображения, как разрешение возникшего противоречия во взаимодействии «я» и среды. Причем защита «я» может осуществляться двумя путями: через овладение субъектом своими переживаниями при обыгрывании, выражение их творческих продуктах и через построение идеального «я», идеальной ситуации, компенсирующей реальный неуспех.

Другое направление в развитии воображения – исследования Ж.Пиаже «познавательного» воображения. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности (10).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Взаимосвязь характерологических особенностей личности с ее профессиональными интересами
Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты: (см. Приложение. Таблица 2). Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – человек» характерна эмоциональная неустойчивость (С): подверженность чувствам ...

Методы изучения детско-родительских и межличностных отношений дошкольников
Исследование осуществляется в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исходя из результатов и выводов констатирующего этапа эксперимента, должна быть поставлена и цель формирующего эксперимента, т.е. развития у дошкольников ...

Психические свойства личности военнослужащего
Направленность личности Направленность — это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наиболь ...