Методы исследования

Страница 2

1. степень соответствия воссозданных образов и их систем (описание и рисунки) образами произведения;

2. оценочное отношение детей к действиям персонажей, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке (рассказе);

3. эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов и образных ситуаций; Как переехать в японию на пмж?

4. степень правильности воссоздания последовательности эпизодов в сюжете;

степень отличия созданных образов от данных в тексте.

Выясняют, в какой форме, словесной или изобразительной, детям легче воспроизвести содержание из текста, в какой форме оно наиболее полно соответствует оригиналу.

На основе этого делают вывод о том, насколько развито воссоздающее воображение и как оно связано с творческим.

Метод исследования детской креативности (предложена Е.Е. Туник) (19).

Методика состоит из 8 субтестов, в данном исследовании нами были использованы 7 субтестов.

Тест 1. «Использование предметов»

Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета, отличающихся от обычных.

Инструкция: газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы ее использования, что из нее можно сделать.

Время выполнения: 3 минуты.

Результаты оцениваются по двум показателям: беглость ответов (1 ответ – 1 балл) и оригинальность ответов (число ответов; 1 ответ- 4 балла)

Тест 2. «Заключение»

Задача: перечислить гипотетические последствия ситуации.

Инструкция: вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения: 3 минуты. Оценивается так же, как тест 1.

Тест 3. «Выражение»

Задача: придумать предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция: сочини предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К.

Пример: Веселый мальчик смотрит кино.

Время выполнения: 4 минуты.

Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость (число правильно составленных предложений и число слов, повторяющихся один раз – 1 балл и за каждое предложение); оригинальность и точность (число оригинальных, правильно построенных предложений – 4 балла за одно предложение).

Тест 4. «Словесная ассоциация»

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребляемых слов.

Инструкция: приведи как можно больше определений для слова «книга».

Пример: красочная книга. Какая еще бывает книга?

Время выполнения: 3 минуты.

Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость – 1 балл, оригинальность – 4 балла.

Тест 5. «Составление изображения»

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: каждую фигуру можно использовать несколько раз; можно менять размеры фигур, их положение, но нельзя добавлять другие фигуры. Дается пример: «ключ».

Задание даются на отдельных бланках: «лицо», «дом», «клоун», «что хочется».

Время выполнение: 8 минут.

Результаты теста оцениваются следующим образом: а) беглость, гибкость (Б):

n1 – число изображенных предметов (1 предмет – 1 балл);

n2 – число использованных фигур (a, b, c, d) (1 фигура – 1 балл);

n3 – число ошибок (1 ошибка – 1 балл);

Б = Sn1 + Sn2 - Sn3

(беглость равна сумме баллов по первому и второму показателям минус количество баллов за ошибки);

б) оригинальность (О):

m1 - число рисунков с необычным использованием фигур, их оригинальным расположением (1 рисунок – 5 баллов);

m2 – число оригинальных элементов рисунка, необычных форм их расположения (1 случай – 3 балла):

О = S m1+ S m2

Тест 6. «Эскизы»

Задача: в каждом квадрате теста даны одинаковые фигуры – круги. Каждый круг надо превратить в изображение предмета.

Инструкция: добавь любые детали к основному изображению так, чтобы получились различные предметы.

Время выполнения: 5 минут.

Результаты теста оцениваются следующим образом: а) беглость (Б):

n1 –число категорий рисунков (лица, животные и т. д.) (1 категория – 1 балл);

n2 – число рисунков, где не используется круг (1 рисунок – 1 балл);

Б =Sn1 - Sn2;

б) оригинальность (О)

m1- число оригинальных рисунков (1 рисунок – 5 баллов);

m2- число оригинальных подходов к исполнению – необычное по форме и расположению изображение (1 изображение – 3 балла);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Руководители, добивающиеся результатов
Многие менеджеры ошибочно полагают, что стиль руководства тесно связан с самой личностью, нежели чем является стратегическим выбором. Вместо того, чтобы выбирать тот один стиль, который подходит их темпераменту, им следует спросить, какой ...

Разрешение конфликтных ситуаций
В конфликтной ситуации можно находиться очень долго, свыкнуться с ней как с неизбежным злом. Но нельзя забывать о том, что рано или поздно произойдет некое стечение обстоятельств, инцидент, который обязательно приведет к открытому противо ...

Нестандартная ситуация в педагогическом взаимодействии
Призванный обществом помочь ребенку вступить во взрослую жизнь в качестве не просто полноправного, а прежде всего достойного члена общества, он зачастую должен противостоять таким мощным институтам социализации, как семья (если она неблаг ...