Особенности воображения у детей дошкольного возраста

Страница 6

1 группа (0 – 1 типы) – низкий уровень развития творческого воображения: В ДОУ «Снегурочка»: Анастасия А., Евгений З., Мария М., Ольга Я., Яна Я., (всего 5 человек); в ДОУ «Гнездышко»: Арина М., Галина И., Дмитрий Р., Елена З., Михаил О., Татьяна П., (всего 6 дошкольников). Деятельность этих детей характеризуется тем, что ребенок либо не принимал задачу на построение образа воображения, т.е. дорисовывал рисунок рядом, не включая предложенный элемент, либо нарисованный объект отличался отсутствием дополнительных деталей, изображение отличается схематичностью.

2 группа (2 — 4 типы) — средний уровень развития творческого воображения. В ДОУ “Снегурочка” таких дошкольников 12, в ДОУ “Гнездышко” - 10. В рисунках этих детей изображались один или несколько объектов, отличающихся разнообразием деталей, присутствием сюжета.

3 группа (5 тип) — высокий уровень творческого воображения: в ДОУ «Снегурочка» Виктор Р., Николай Ф., Сергей Н., Юрий Н. (всего 4 дошкольника); в ДОУ “Гнездышко” - Борис К., Виктория М., Георгий О., Егор К., Константин Г., Мария Л., Яна Х. (всего 7 дошкольников). Предложенная фигура использовалась в рисунках в качестве второстепенного элемента для создания образа воображения. Проведем сопоставление исследуемых групп дошкольников в зависимости от уровня развития творческого воображения (рисунок 2) .

Рис. 2. Количество детей с различными уровнями развитии творческого воображения из ДОУ “Снегурочка” и ДОУ “Гнездышко ” (в %)

Отметим, что в обеих группах наблюдается фактически одинаковое количество детей с низким уровнем развития творческого воображения.

При этом в ДОУ “Гнездышко ” гораздо больше дошкольников с высоким уровнем развития творческого воображения и меньше - со средним.

Если провести анализ общего уровня развития воображения (как воссоздающего, так и творческого - сводные таблицы 5 и б), можно отметить, что для большинства детей уровень развития воссоздающего воображения определяет уровень развития творческого.

Можно отметить, что у Виктора Р., Николая Ф., Юрия Н. высокий уровень воссоздающего воображения сопровождается соответствующим уровнем развития воображения творческого. Эта же картина наблюдается и для остальных групп детей. Другими словами, мы подтверждаем одну из поставленных гипотез исследования: уровень развития воображения воссоздающего и творческого взаимозависим.

Проведем сопоставление исследуемых групп дошкольников в зависимости от общего уровня развития воображения (рисунок 3).

Рис. 3. Количество детей с различными уровнями развитии воображения из ДОУ “Снегурочка” и ДОУ “Гнездышко ” (в %)

Отметим, что и в обеих группах наблюдается фактически одинаковое количество детей с низким, средним и высоким уровнем развития воображения. Следовательно, мы можем говорить об однородности групп исследования до коррекционного воздействия по критерию уровня развития воображения в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другие статьи:

Концепция психических процессов И. М. Сеченова.
Огромным вкладом И. М. Сеченова была его концепция психических процессов. И. М. Сеченов пришел к радикальному заключению – нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиал ...

Нормы поведения
В любой группе, даже работающей в течение короткого промежутка времени, можно легко заметить некоторые закономерности поведения ее членов. Эти закономерности получили назва­ние общественных норм. Нормы отражают разделяемые всеми члена­ми ...

Психофизиологическая характеристика процесса приема информации
Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление. Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необходимы для решения задачи оптимального построе ...