Влияние особенностей воображения на развитие креативности у дошкольников

Другая психология » Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте » Влияние особенностей воображения на развитие креативности у дошкольников

Страница 1

Результаты исследования творческих способностей представлены в таблицах 7 и 8.

На данном этапе исследования предполагалось изучение различных проявлений творческих способностей дошкольников в речевой и изобразительной деятельности.

Результаты выполнения методики оценивались по двум параметрам - беглости и оригинальности.

Вначале проводился анализ выполнения следующих субтестов: «Использование предметов», «Заключение», «Выражение», «Словесная ассоциация». В данных субтестах творческие способности проявлялись в речевой деятельности. Необходимо отметить, что уровень выполнения данных субтестов несколько ниже, чем тестов на основе изобразительной деятельности. Это подтверждается сравнительным анализом средних величин по беглости и оригинальности. Если средние величины словесных субтестов по беглости находятся в диапазоне от 4,82 до 7,02, то по изобразительным субтестам - от 5,65 до 7,55. Причиной этого факта может служить более высокий уровень образного мышления у детей - дошкольников в сравнении со словесно-логическим.

Кроме этого, в группе изобразительных субтестов выше количество оригинальных ответов (средние величины находятся в диапазоне от 1,90 до 5,39, в отличие от словесных субтестов - от 0,57 до 3,48).

По результатам выполнения словесных субтестов можно выделить группу учащихся, характеризующихся низким уровнем развития креативности: в ДОУ “Снегурочка - Антон А., Анастасия А., Евгений З., Кристина Е., Ксения М., Мария Н., Ольга Я., Яна Я.; в ДОУ “Гнездышко ”: Арина М., Галина И., Дмитрий Р., Елена З., Михаил О., Татьяна П. У этих детей низкие результаты по беглости совпадают с фактическим отсутствием оригинальных ответов.

Для некоторых дошкольников, которых мы условно относим к группе детей со средним уровнем развития творческих способностей характерны высокие показатели по беглости, но при этом практически отсутствуют оригинальные ответы по большинству субтестов.

Для дошкольников из ДОУ “Снегурочка» 1: Виктора Р , Николая Ф , Сергея Н., Юрия Н.; из ДОУ “Гнездышко” - Бориса К., Виктории М., Георгия О., Егора К., Константина Г., Марии Л., Яны Х. характерны, как высокие показатели по беглости, так и наличие оригинальных ответов. Примеры предлагаемых оригинальных ответов на субтесты:

«Использование предметов» (использование газеты), «Сцепить иголками и повесить вместо штор», «Обмотать ноги и использовать вместо носков», «Положить много, целую кипу на кровать и будет матрац» и др.

«Заключение» (если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке): «Смогут выбираться в мэры города или президенты», «Птицы» будут доставлять заказы из магазинов по воздуху», «Все люди заболеют от зависти к птицам, что они могут летать», «Птицы, рассказали, откуда приходят облака».

«Выражение» (составить выражение по буквам В, М, С, К): «Выдра морская сказала «Каюк», «Вот мама стрелу купила».

«Словесная ассоциация» (для слова книга): неузнанная книга, долго читаемая книга, свежеизданная книга, заскучневшая книга.

По результатам выполнения субтестов в изобразительной деятельности прослеживаются те же три группы детей. Для дошкольников с высокими показателями по беглости и оригинальности характерно множество вариантов решений предлагаемых изобразительных задач. Кроме этого, в среднем такие дети давали по 2 оригинальных ответа.

Дошкольники со средними показателями по беглости и оригинальности чаще всего или не давали оригинальных ответов или предлагали только один ответ, характеризующийся новизной и необычностью. В то же время общее количество предлагаемых решений могло достигать 1.0 — 12.

Дети с низкими показателями по беглости и оригинальности в среднем давали б — 7 вариантов решений изобразительных задач, некоторые из них мы можем отнести к оригинальным.

Сравним обе исследуемые группы дошкольников по результатам исследования творческих способностей. Средние значения по показателю “беглость” представлены на рисунке 4, по показателю ‘оригинальность” - на рисунке 5.

Рис. 4. Средние значения по показателю “беглость” для исследуемых групп дошкольников

Отметим значительное превышение интересующих нас значений, характеризующих дошкольников из ДОУ ‘’Гнездышко” над средними значениями, характеризующими дошкольников из ДОУ “Снегурочка”. Данная тенденция прослеживается и при сравнительном анализе результатов исследования по показателю оригинальности, причем как в словесных, так и в изобразительных субтестах (рисунок 5).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению ...

Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований ученых
Некоторые из только что рассмотренных общих принципов изучались и в спорте. Кроме того, в экспериментальных и клинических исследованиях изучались специфические проблемы активации спортсменов. Так, Ренольд измерял показатели крови у членов ...

Отклонения в психическом развитии ребенка
Отсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: - нарушается гар ...