История материнства

Страница 1

Долгое время тема « история материнства» не признавалась как самостоятельная и самоцельная мировым научным сообществом. Она входила как составляющая в этнологические и психологические, медицинские и, отчасти, правовые исследования.

Французский историк, один из основоположников школы Анналов – Филипп Арьес, подвергся критики за весьма спорный вывод об отсутствии в средневековье «представления о детстве» и «его ценности для человека», - было уделено не слишком много внимания вопросам о специфических функциях и значении отца и матери в жизни ребёнка в доиндустриальную эпоху, то есть из самой концепции автора вытекало то что в раннесредневековой фазе, когда детей «не замечали» и «часто бросали» и в позднесредневековой, когда по его словам отношение к детям было отмечено «амбивалентностью», допущением ребёнка к жизни взрослых, но непризнанием за ним никаких собственных прав.

Многие исследователи сходились во мнении о том, что возникновение материнской любви в начале Нового времени стало своеобразным «мотором», источником движения в изменении семейной жизни.

Психолог Джером Каган видел обратную связь: возникновения нового отношения к ребёнку, в частности материнской любви, считал он, было результатом изменения модели семейной жизни и роли ребёнка в обществе: с увеличением продолжительности жизни в детях стали в большей степени видеть дополнительные рабочие руки в семеье, кормильцев и содержателей в старости, а от сюда возникали и новые эмоциональные отношения к ним.

В средние века в материнстве видели «естественную» и даже биологическую предопределённость женщины как матери. Во второй половине XV века отчётливо начали проявляться во всём мире тенденции, враждебные детоцентизму, который характерен для XVI – XX в.в. социально – политическая эмансипация женщин и всё более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания – профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретённое благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно материнские функции в институте семьи принимают на себе общественные институты и профессионалы (врачи, воспитатели, специализированные учреждения и пр.)

Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, существенно изменяет характер материнского поведения. (Кошелева А.Д., 1997). Таким образом, чувство материнской любви, как и всякое другое чувство, имеет различную степень глубины и интенсивности в зависимости от индивидуальных особенностей женщины.

Исследователи средневековой культуры выявили, что понятие материнства (в том числе представления о плохой и хорошей матери) и понятие «правильного супружества» развивались одновременно, для раннего средневековья была характерна высокая оценка девственности и бездетности.

С точки зрения концепция материнства в Новое время формировалась не столько церковными постулатами, сколько светской литературой. Образованные матери воспитывали в это время уже не только силой собственного примера, но и литературным примером.

Исследователи феномена материнства, работавшие в последние десятилетия XX века, заставили актуально зазвучать ряд сторон, которые не были научно обоснованы. Исследовательницы различных форм социально – политической активности женщин и женское движение конца IX начала XX века обратили внимание на использование феминистками прошлого столетия идеи «духовного материнства» как элемента «посестринства» между единомышленницами.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке
В семье закладывается модель внутрисемейных отношений, приобретаются навыки общения с разными людьми - по возрасту, интересам, личностным особенностям. Формируются социально-адаптивные навыки и умения разного уровня и направленности. Чащ ...

Методики исследования самооценки и адаптации
В исследовании уровня самооценки и адаптации у старших школьников использовались следующие методики: 1. Методика Q-сортировка 2. Методика диагностики социально-психологичечской адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда 3. "Шкала принятия ...

Влияние гендерных стереотипов на общение и взаимодействие людей
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. Личность мужчины и женщины в психологическом смысле характеризуется качествами, приобретаемыми и реализующимися в процессе общения, со ...