Выводы

Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить, что воображение дошкольника отличается от воображения взрослого. У дошкольников видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, как не бывает. дошкольник легко объединяет разные преставления и не критически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в дошкольном возрасте. дошкольник не создает ничего принципиально нового, но новизна образов имеет значение только для самого ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, а иногда замысел рождается после действия. Ребенок фантазирует, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс создания новых ситуаций.

В дошкольном возрасте большинство детей характеризуется низким уровнем развития творческих способностей, проявляющихся как в вербальной, так и в изобразительной деятельности. дошкольники с высоким и средним уровнем развития творческих способностей предлагают разнообразные варианты решений проблемных задач, однако, предлагаемые варианты решений характеризуются стереотипичностью, неоригинальностью.

Была выявлена взаимосвязь в развитии двух видов воображения у дошкольников - воссоздающего и творческого.

Воссоздающее воображение в процессе вербальной деятельности менее продуктивно у дошкольников, чем воображение в процессе изобразительной деятельности.

Особенности деятельности, в которой дошкольникам необходимо использовать воображение, влияют на формирование творческих способностей в контексте данного вида деятельности.

Коррекционное воздействие, направленное на развитие воображения, влечет за собой и непременное развитие общих творческих способностей.

Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители (например, что делать, когда надо угостить куклу конфетами, а их нет, или нужно покормить мишку, а нет тарелочки). Расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям помогает малышу создать воображаемую ситуацию. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания (35).

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полифункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (35).

Развитие воображения тесно связано с освоением законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.

Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их, прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.

Формирование критичности мышления («Так бывает или нет?») тоже вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии.

Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры

Другие статьи:

Удовлетворенность трудом и преданность организации как составляющие корпоративной культуры
Каждая организация имеет свою корпоративную культуру, и, исходя из классификаций типов корпоративных культур можно отметить, что любая из корпоративных культур имеет свои неповторимые особенности, отличающие ее от корпоративных культур др ...

Инструментарий исследования, основные показатели и способы обработки данных
В исследовании приняло участие 47 человек, которые являются сотрудниками международной компании – производителе продуктов питания «Нестле». В выборку преимущественно вошли люди с высшим образованием, в возрасте от 20 до 53 лет, из них 26 ...

Восприятие информации зрительным и слуховым анализаторами
Человек-оператор около 90% всей информации получает через зрительный анализатор. Зрение позволяет воспринимать форму, цвет, яркость и движение предметов. Возможность зрительного восприятия определяется энергетическими, пространственными, ...