Характеристика исследования

Страница 1

Объект: Ольфакторное воздействие как способ регуляции психического состояния.

Предмет: Опосредующее влияние гендера и перцептивной модальности на изменение психического состояния под воздействием запаха.

Цель: Исследование влияния перцептивной модальности и гендера на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха.

Задачи исследования:

1. Определить доминирующую перцептивную модальность испытуемых;

2. Определить гендер испытуемых;

3. Изучить воздействие запахов разных классов на изменение глубины и знака психического состояния;

4. Оценить изменение глубины и знака психического состояния испытуемых с разными доминирующими перцептивными модальностями и гендерами под воздействием запахов разных классов.

Описание методов исследования

Наблюдение, беседа

На первоначальном этапе исследования использовался метод включенного наблюдения и самонаблюдения с целью сбора информации по теме. Наблюдение проводилось в местах, где возможно было проследить за поведением людей в реальных условиях воздействия запахов. Это были продуктовые магазины (запахи рыбы, выпечки, мяса, свежих овощей), кинотеатры (запах попкорна), больницы (запахи медикаментов, хлора) и др. Запахи выпечки побуждали людей, зашедших в магазин за овощами, купить хлебобулочные изделия. Состояние людей, некоторое время находящихся в больнице и вдыхающих запах хлора и медикаментов, заметно ухудшалось: появлялась слабость, спад настроения, нервозность. Таким образом, в ходе включенного наблюдения и бесед с людьми за большой промежуток времени установлено, что на изменение психического состояния большое влияние оказывают запахи различных классов.

Эксперимент

На втором этапе исследования проводился лабораторный эксперимент с целью изучения влияния запахов на изменение психического состояния. В ходе эксперимента сделана попытка доказать, что вне зависимости от доминирующей перцептивной модальности, но в зависимости от гендера испытуемых, запахи разных классов будут оказывать определенное влияние на изменение глубины и знака психического состояния.

Описание методик исследования

Методика САН

Используется для определения функционального состояния испытуемого (а именно – самочувствия, активности и настроения) под влиянием воздействия запахами разных классов в естественных условиях.

В данной методике испытуемому предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. В каждой паре необходимо выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает состояние испытуемого, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Самочувствие здесь рассматривается как ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния и служит для оценки в целом психического состояния. Может быть представлено в виде как некоторой обобщающей характеристики (плохое, среднее, хорошее), так и локализованных по отношению к определенным органам, системам и функциям переживаний: ощущениями дискомфорта в различных частях тела, трудностью выполнения определенных моторных когнитивных актов и т.д.

Активность здесь характеризуется в большой степени обусловленностью производимых действий, спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действования. Для активности характерна произвольность, то есть, наличие цели, а также значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Процесс принятия решений в профессиональной деятельности
Процесс принятия решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемой ситуации. Таким образом, данный процесс включает в себя м ...

Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности
Для уяснения некоторых особенностей учащихся на стадии их подготовки к труду и выбору профессии, проектирования своего жизненного пути можно рассмотреть краткий обзор развития человека как субъекта профессиональной деятельности, сделанный ...

Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества
Слово “профессия” в переводе с латинского языка означает официально указанное занятие, специальность. Профессия — это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека опредёлённой подготовки и соответствующих качеств личности. ...