Характеристика исследования

Страница 2

Настроение здесь определяется как сравнительно продолжительные, устойчивые состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, способны влиять на непосредственные эмоциональные реакции по поводу происходящих событий, меняя соответственно направление мыслей, восприятие и поведение человека.

«Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина

Позволяет определить показатель реактивной тревожности испытуемого и уточнить, как он чувствует себя в настоящий момент.

В настоящем исследовании используется только первая из двух частей опросника, позволяющая определить реактивную тревожность испытуемого. Данная шкала содержит 20 утверждений. Испытуемому дается инструкция: «Читайте внимательно утверждения и для каждого из них выбирайте одно из положений:

1- Нет, это не так.

2- Пожалуй, так.

3- Верно.

4- Совершенно верно.

Выбирать надо в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент».

Обработка результатов:

Рассчитывается pеактивная тpевожность по следующей фоpмуле:

Из суммы баллов утвеpждений 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18 вычитается сумма баллов утвеpждений 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20 и пpибавляется коэффициент 50.

Показатели для pеактивной тpевожности:

низко-тpевожные = 20-30

умеpенно-тpевожные = 30-45

высоко-тpевожные = выше 45

Тревожность здесь рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги. Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога проявляется ощущением беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

При низкой реактивной тревожности личность не склонна воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Вероятность возникновения у них состояний тревожности значительно ниже, хотя и не исключено, что в отдельных, особо важных случаях, тревожность увеличиться.

Реактивная тревожность в пределах средних оценок означает, что личность характеризуется низким порогом возникновения тревоги. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Наиболее ярко тревожность проявляется у лиц при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях. У здоровых лиц отмечается в случае переживания последствий психотравм, у многих лиц с отклоняющимся поведением (так называемых акцентуированных личностей).

При высокой реактивной тревожности личность склонна в широком диапазоне ситуаций воспринимать угрозу своей самооценке, престижу и реагировать выраженным состоянием тревожности с соответствующей симптоматикой.

Методика «Психосемантический дифференциал»

Семантическая оценка запаха проводится с помощью психосемантического дифференциала, что позволило определить эмоционально-личностное отношение испытуемого к предъявляемому запаху.

Испытуемому предлагается последовательно оценить запах с помощью десяти противоположных пар эмоционально-оценочных прилагательных, выбрав в каждой из пар место, занимаемое данным запахом, и отметив крестиком свое эмоциональное отношение к нему. Если отношение к данному запаху положительное, то крестик ставится справа от средней, нулевой линии; если отношении отрицательное, то крестик проставляется слева от нее. В том и в другом случае сила отношения выражается, соответственно, выбором нужного положительного или отрицательного балла от 0 (самое слабое эмоциональное отношение) до 3 (самое сильное эмоциональное отношение).

При обработке результатов оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы в соответствии с соответствующей шкалой. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Различные картины мира
Интерпретация – извлечение смысла из сообщения. Каждый из нас имеет свою картину окружающего мира. Связано это с различием в происхождении, образовании, профессии, занимаемой должности, складе души. На основе картины мира формируется иде ...

Общая характеристика эмоций и эмоционального состояния
Изучением эмоций и эмоциональных состояний занимались А. Левинсон, К. Е. Изард, Х. Цваардемакер, Э. Гельгорн, Дж. Луффборр, С. Н. Славин, М. И. Еникеев, С. В. Курбатова, С. Н. Яшкин, П. В. Симонов, Д. Гоулман, Н. В. Панина, З. Фрейд и дру ...

Федеральные и целевые программы по профилактике и борьбе со СПИДом
С целью предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и снижения социально-экономических последствий от СПИДа Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году была принята Федеральная целевая программа на 1993-1995 ...