Процедура исследования

Страница 1

Исследование состоит из четырех этапов и проводится в течение четырех дней на выборке из 48 человек. Промежуток между этапами равен 1 суткам. Исследование проводится во второй половине дня. Начало – в 13.00. Каждый этап исследования длится от 20 до 40 минут. Важным условием является предъявление не запахов определенного класса в чистом виде, а смеси их, что исключает ту ситуацию, при которой испытуемые будут ассоциировать запах с конкретным образом (лимоном) и описывать свое отношение к данному конкретному образу, что может нарушить процедуру исследования. В настоящем исследовании использовалась классификация запахов Г. Лавреновой. По ее теории, определенный эффект изменения психического состояния наступает уже в первые 10 секунд после воздействия запахом и сохраняется тем дольше, чем дольше происходит стимулирование. Следовательно, целесообразно оставить блоттеры с запахом у испытуемых с момента их предъявления до окончания эксперимента. В исследовании используются только три класса запахов (цитрусовые, цветочные и шипровые), так как именно они наиболее распространены и повсеместно встречаются в окружающем нас мире. Таким образом результаты исследования будут иметь практическую значимость.

Материалы исследования: 144 блоттера; 48 бланков методик; 3 смеси запахов исследуемых классов, концентрированных в жидком виде на масляной основе (что предполагает наибольшую интенсивность запаха): цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин); цветочные (кедр, лаванда); шипровые (табак, мох); 3 пипетки.

Этапы исследования

Первый этап – диагностика доминирующей перцептивной модальности и гендерной роли испытуемых с помощью соответствующих методик. Испытуемым в течение 20 минут предлагается ответить на вопросы методики 4 и 5, отпечатанных на индивидуальном бланке (см. приложение). После того, как работа окончена, бланки сдаются, экспериментатор благодарит испытуемых за сотрудничество.

Второй этап – исследование изменения психического состояния под воздействием цитрусового запаха, который, согласно гипотезе, повышает настроение, бодрит, тонизирует. Испытуемым раздаются бланки методик 1 (САН) и 2 («Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина) и предлагается в течение 15 минут ответить на предложенные вопросы, оценив свое состояние на данный момент. Экспериментатор в отдельной комнате, чтобы не нарушать чистоту эксперимента (не менять состав воздуха в аудитории), с помощью пипетки на каждый блоттер наносится по капле запаха. Блоттеры раздаются испытуемым. Предлагается понюхать блоттер. Затем экспериментатор просит испытуемых обратить внимание на свое эмоциональное состояние, зафиксировать изменения (если они произошли) и в течение 15 минут заполнить бланк методики 2.1 («Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина) и 3 (Психосемантический дифференциал). Блоттеры с запахами собираются. После того, как работа окончена, бланки сдаются, экспериментатор благодарит испытуемых за сотрудничество.

Третий этап - исследование изменения психического состояния под воздействием цветочного запаха, который, согласно гипотезе, расслабляет, успокаивает. Процедура эксперимента аналогична таковой на втором этапе.

Четвертый этап - исследование изменения психического состояния под воздействием шипрового запаха, который, согласно гипотезе, ухудшает настроение, самочувствие, провоцирует общее недомогание и слабость. Процедура эксперимента аналогична таковой на втором этапе.

Двукратное проведение методик 1 и 2 позволит сравнить результаты и сделать вывод относительно изменения психического состояния под воздействием запаха; проведение методики 3 после воздействия запахом позволит зафиксировать отношение испытуемого к запаху.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Психологическое консультирование и его виды
Существуют разные виды психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операци ...

Роль рефлексии в подростковом возрасте
Подростковый возраст – это период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. В подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотн ...

Выбор профессии без влияния рекламы взвешеное решение
Даже если вы хорошо знаете способности своего старшеклассника, даже если много времени и усилий было потрачено ранее на развитие его способностей, работу по выбору профессии все равно нужно начать с чистого листа и совместно с старшекласс ...