Заключение

Запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.

Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Выдвинуто предположение, что перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость. В ходе исследования установлено, что ни гендер, ни перцептивная модальность не оказывают значимого воздействия на изменение глубины и знака психического состояния. Тем самым воздействие запаха подсознательно изменяет психическое состояние. Также установлено, что гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у маскулинной и феминной групп наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.

Таким образом, результаты исследования доказывают факт влияния запахов разных классов на изменение психического состояния, однако исключают решающее влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на этот процесс. Кроме того, еще раз подтверждено отрицательное влияние табака на состояние человека, его самочувствие и настроение.

Другие статьи:

Когнитивные теории эмоций
По меньшей мере два больших класса теорий могут рассматриваться в качестве когнитивных: теория Я и теории, рассматривающие разум как причину или компонент эмоции. Центральной и широко распространенной переменной в теории Я является Я-конц ...

Анализ результатов исследования
Статистическая обработка результатов проводилась с применением пакета программ SPSS 10*0,5 для Windows, Достоверность различий в групповых показателях рассчитывалось по U-тесту Матта-Уитни, применялся фаюорный и корреляционный анализ с ис ...

Программа исследования и его организация.
Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений проводилось среди сотрудников медицинских учреждений г. Калуги. Экспериментальной базой исследования выступали Станция Скорой Медицинской Помощи, больни ...