Практическая часть

Страница 1

В ходе исследования было опрошено 50 человек, 26 чел (52%) из которых юноши и 24 чел (48% ) девушки. Таким образом, главное условие выборки, предполагавшее равную представленность молодежи мужского и женского пола, было соблюдено. Респонденты представляли возрастную группу 16 - 18 лет. Блок вопросов был направлен на выявление непосредственно гендерных стереотипов респондентов. Предложенные на этом этапе задания выявляют отношение к социальным ролям мужчин и женщин у девушек и юношей. Здесь вопросы были намеренно сформулированы таким образом, чтобы "мужчины" и "женщины" респондентами воспринимались как группы людей. На вопрос "Существуют ли индивидуальные черты характера у мужчин и женщин?" 52% респондентов дали ответ "нет". Это демонстрирует их понимание того, что любые личностные характеристики могут быть присущи как мужчинам, так и женщинам, т.е. являются общечеловеческими, даже если различно проявляются. 48% респондентов ответили "да" и привели варианты таких характеристик. Чаще всего как "обусловленные полом" в ответах отмечались "мужественность" и "женственность", а также другие характеристики, традиционно закрепленные за одним из полов. Например, исключительно мужскими чертами названы лидерство, самостоятельность и целеустремленность, а женскими - скромность, непостоянство, застенчивость. Можно предположить, что обобщенные образы мужчин и женщин чаще противопоставляются друг другу при описании свойств характера, т.е. являются более стереотипизированными. Проверкой данного предположения явился следующий блок из 25 утверждений, относительно которых респондентам предлагалось выразить свою точку зрения от полного несогласия до полного согласия по 5-ти бальной шкале. Все рассмотренные утверждения представляют собой существующие гендерные стереотипы, которые определяют различия юношей и девушек в профессиональной деятельности. Это позволило определить разницу восприятия гендерных ролей реальных значимых взрослых и гендерных стереотипов на примере обобщенных образов мужчин и женщин.

Проанализировав полученные результаты в данном блоке анкеты, мы условно разделили рассмотренные стереотипные утверждения на 4 группы:

- устойчивые

- с ними согласны большинство респондентов обоих полов;

- динамичные

- они отражают мнения, противоположные предложенным в опроснике стереотипам, изменившиеся в представлениях современных молодых людей,

- дискуссионные

- утверждения, в которых представления юношей и девушек различны, "спорят" друг с другом;

- протестные

- включают в себя утверждения, в которых юноши и девушки дают противоположные ответы.

Так, с третью предложенных утверждений (9 из 25) в наибольшей степени согласны и юноши и девушки. Среди устойчивых стереотипов равное количество "предписаний" мужчинам и женщинам (5:5).

Таблица 2. Устойчивые стереотипы.

Утверждения

Согласие (%)

Затрудняюсь ответить (%)

Несогласие (%)

юн.

дев.

юн.

дев.

юн.

дев.

Мужчины должны быть активными, целеустремленными

93

95

4

2

3

3

Женщины должны всегда хорошо выглядеть

90

91

4

5

6

4

Женщины должны уметь готовить и вести хозяйство

90

83

4

4

6

13

Женщина должна заботиться о мужчине, а мужчина быть ее защитником

89

87

5

4

6

9

Женщины должны быть сексуально привлекательными

89

82

7

8

4

10

Мужчины должны уметь забить гвоздь, починить кран, утюг

88

87

6

4

6

9

Карьера – основа жизни мужчин, они должны иметь престижную работу

80

75

8

9

12

16

Мужчины всегда должны стремиться завоевать и покорить женщин

74

77

15

13

11

1

Женщины не должны быть легко доступными для мужчин

66

84

20

8

14

8

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги
Рассмотрим полученные результаты по представленным выше методикам. По данным исследования, проводимого со студентами мо методике Д. Гоулмана, результаты были суммированы, занесены в таблицу и распределены по четырем шкалам развития эмоци ...

Структура профориентационной работы
Профессиональная ориентация – это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели пре ...

Социометрия.
Социометрия широко применяется для изучения: проблем лидерства и авторитета; социально – психологической совместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития). Целью же нашего исследования являлось определение положения школьнико ...