Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений

Страница 3

Рассмотренные аспекты взаимодействия с родителями, функциональный и личностный, в совокупности позволяют успешно решать коррекционные и развивающие задачи. В рамках данных подходов разработано множество психолого-педагогических программ и технологий работы с родителями, в том числе различного рода тренингов отдельно для взрослых и совместно с детьми. На недостающее звено в этой работе указывают сложные случаи, с которыми всё чаще приходится сталкиваться специалистам в системе образования. В современном мире быть родителем становится всё сложней и сложней. В отношениях между родителями и детьми возникает нечто такое, чего не было в детском опыте современных взрослых.

В контексте предмета рассмотрения данной статьи это означает, что всё большую роль начинает играть внутренний аспект детско-родительских отношений, на раскрытие которого направлен смысловой подход. К.А. Абульханова-Славская, основываясь на идеях С.Л. Рубинштейна, выделяет два типа отношений: функциональные отношения и отношения, основанные на утверждении ценности другого человека. В первом случае, другой человек выступает как средство удовлетворения определённых потребностей, а отношения протекают лишь на поведенческом уровне. Во втором случае, один партнер к другому относится как к личности, то есть за ним признается вся совокупность человеческих прав и качеств, в том числе и право быть не похожим на меня, поступать в соответствии со своими интересами, право на собственный жизненный путь. В детско-родительских отношениях реализуются оба типа отношений. Ребенок для родителя и родитель для ребенка, с одной стороны, выступают средством удовлетворения своих потребностей – в этом смысле можно говорить о материальной стороне отношений. С другой стороны существует духовный пласт детско-родительских отношений, где присутствует открытое личностное общение между родителем и ребенком, цель которого – полное раскрытие и развитие индивидуальных особенностей друг друга. В рамках данного подхода также изучается проблема восприятия родительского отношения детьми: сначала с позиции психоанализа через понятие «imago» (А. Фрейд, З. Фрейд), последующие работы основывались на данных проективных методик («Рисунок семьи», тест Р. Жиля и т.п.).

В отечественной психологии после адаптации опросника «Подростки о родителях» Л.И. Вассерман и И.А. Горьковой, разработки детского варианта методики «Взаимодействие родителя и ребенка» И.М. Марковской, данный анализ приобрел более точный характер. Основной исследовательский вопрос данного подхода связан со следующим: «Какую роль играют детско-родительские отношения в жизни конкретного человека, и каким смыслом они наделяются в зависимости от позиции участников?» В оказании психологической помощи родителям предлагается содействовать формированию позитивного опыта самоидентификации в родительской роли и осуществлять сопровождение детско-родительских отношений в кризисные моменты их развития.

Таким образом, детско-родительские отношения можно рассматривать с различных методологических позиций. Функциональный аспект позволяет анализировать это явление с точки зрения достижения полезного приспособительного результата и предполагает развитие их эффективности. Личностный аспект обращает внимание на согласованность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов и предполагает формирование гармоничности в детско-родительских отношениях. Феноменологический взгляд фиксируется на ценностно-смысловом аспекте этих отношений, предполагающих достижение в них определённой зрелости.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Экспериментальные исследования
Описание объекта исследования При изучении социально-психологического климата в педагогическом коллективе использовались методики, которые были максимально приближены к условиям реальной деятельности учителя, обеспечивали высокий уровен ...

Особенности личности младшего школьника
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, ...

Виды нарушений развития
Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. ...