Коррекционная программа в системе детско-родительских отношений

Страница 5

– Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия «ребенок – взрослый» базируется на идеях и принципах гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Дрейкус). Метод строится на следующих принципах организации эффективного общения: Во-первых, любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление степени самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа «Я». Во-вторых, коммуникация должна строится как безоценочная, т.е. необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка, ставить диагноз, «навешивать ярлыки», делать негативные прогнозы на будущее ребенка. В-третьих, основной акцент в конгруэнтной коммуникации падает на отражение эмоциональных компонентов активности и деятельности ребенка. В-четвертых, взрослый в коммуникативном акте должен стать инициатором предложения кооперации и сотрудничества с ребенком в разрешении проблемных ситуаций.

Реализация намеченных принципов требует использования ряда коммуникативных техник: техники эмпатического («активного») слушания, техники использования «Я-высказываний» и техники разрешения конфликтных ситуаций. Техника активного слушания включает невербальные и вербальные компоненты. К невербальным относятся:

- установление перцептивного контакта с ребенком – позиция лицом к лицу; визуальный контакт на уровне глаз; заинтересованность во взгляде взрослого;

- теплая улыбка взрослого;

- ласковая, мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи;

- дистанция в пространстве между ребенком и взрослым в пределах 50–70 см.

К невербальным компонентам коммуникации можно отнести невмешательство в активность и деятельность ребенка, молчаливое, заинтересованное слушание.

Вербальные формы выражения эмпатии включают повторение высказываний ребенка и перефразирование, предполагающее более полное и углубленное описание чувств и переживаний ребенка взрослым, по сравнению с исходным высказыванием.

Техника «Я – сообщения (высказывания)» основана на уровне языка и на уровне чувств, «Я – сообщение» – сообщение, когда человек напрямую говорит о том, что он чувствует без личностных оценок факта случившегося. Во-первых – сообщение о своих чувствах, Во-вторых – описание факта случившегося.

Полная структура «Я – высказывания» включает четыре компонента: описание чувств и эмоций взрослого характера поведения ребенка или ситуации, вызывающей эти чувства, описание причин возникновения аффективной реакции, указание возможным результатов и следствий продолжения поведения ребенка.

– Метод обсуждения и разыгрывания ситуаций «Идеальный родитель и ребенок» глазами родителя и ребенка. Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вербального общения отрабатываются в специальных тренировочных упражнениях. Например: упражнение «уговаривание» – уговорить ребенка что-нибудь сделать методом перефразирования. Роль ребенка выполняет кто-либо из взрослых участников тренинга. Его задача: отказаться любыми путями от предложений родителя, используя слово «если»…

– Метод групповой дискуссии позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку, его проблемам.

Темы для обсуждения, используемые в групповой работе с родителями:

1. «Роль родительских ожиданий» (что хотят родители от детей, какими они видят их в будущем).

2. Что должны дать родители детям, и что дети должны дать родителям (обсуждение цели и сути воспитания, Сводится ли воспитание к обучению или это общение?)

3. Неадекватные аффекты в отношениях с детьми (эмоциональные счеты к ребенку, границы требований и контроля за поведением ребенка).

4. «Как мы наказываем детей» (способы наказания: эффективные и неэффективные)

5. Стереотипы взаимодействия с детьми (вербальное и невербальное общение с ребенком)

6. Наши конфликты с детьми (причины и источники конфликта, способы их разрешения, обоюдно выигрышная позиция в конфликте)

7. «Знать и понимать ребенка или что означает правильный подход к ребенку» (Возрастные особенности нервной системы и поведения детей в период 5‑ти летнего и 6‑ти летнего возраста; чему учить, что требовать и чего не стоит делать в этом возрасте, Связь типа нервной системы ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) и типа реагирования с характером предъявляемых взрослым требований или устанавливаемых целей воспитания). Т.о. ряд групповых дискуссий и практических упражнений может помочь родителям обнаружить источник их неверных убеждений, понять, что некоторые взгляды должны со временем меняться.

Таблица 1 – Тематический план занятий коррекционной программы

№ занятия

Цель

Краткое содержание

Упражнения

Первый этап – ориентированный (занятия)

№1

Знакомство:

– снижение эмоционального напряжения;

– создание положительного эмоционального настроения;

– инвентаризация проблем.

Знакомство с группой; формирование взаимного доверия.

Освоение правил функционирования группы.

Знакомство с принципом безоценочного принятия.

Инвентаризация проблем, которые возникают с детьми в процессе общения.

Обсуждение проблем по вопросам.

Упражнения.

Обмен впечатлениями

Игра «Знакомство – имя»

Упражнение «Идеальный родитель и ребенок»

№2

Представление об особенностях развития личности ребенка и причинах возникновения эффекта непослушания.

Способствовать осознанию собственных стереотипов в воспитании ребенка. Обсуждение проблем по вопросам.

Упражнение «Смена ролей».

Обсуждение и обмен чувствами.

Упражнение «Ассоциации»

Упражнение «Я рад(а)»

«Поводырь и слепец»

Упражнение «Смена ролей»

Упражнение «Дерево»

Упражнение «Восковая палочка»

Второй этап – объективирование трудностей

№3

– эмоциональное отреагирование родителями чувств и переживаний связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия с детьми;

– формирование продуктивного образа родителя и ребенка;

– обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях;

– тренаж эффективных речевых сообщений родителей, адресованных ребенку;

– диагностика внутриличностных и межличностных проблем

Обучение родителей навыкам расслабления, успокоения и саморегуляцию через выполнение серии упражнений.

Обучение умению слушать партнера по общению.

Осознание «дистанции» в воспитании ребенка.

Обобщение предыдущих упражнений.

Заполнение таблицы «Сам и вместе с ребенком»

Упражнение «Озеро покоя»

Упражнение «Снятие напряжения в 12 типах»

Упражнение «Мое самое спокойное место»

Упражнение «Вселенная»

Упражнение «Истинные и ложные утверждения» Упражнение «Ты – сообщения»

Упражнение «Позиция сверху и снизу»

Упражнение «Соперничество»

№4

– диагностика уровня восприятия чувств ребенка в коммуникации.

– обучение способам активного слушания.

– обучение навыку декодирования чувств ребенка

Разбор контрольных ситуаций взаимодействия с ребенком.

Правила поведения диалога по способу активного слушания.

Отработка навыка ведение «активного» диалога.

Заполнение таблицы «Восприятие чувств ребенка».

Обмен мнениями и чувствами о ходе занятия. После её заполнения проводится анализ уровня восприятия родителями чувств ребенка.

Ответы на вопросы родителей

Упражнение «Я прав»

Упражнение «Передача хлопков по кругу»

Упражнение «Восприятие чувств ребенка»

№5

– определение эффективности речевых сообщений родителей, адресованных детям;

– реконструкция коммуникаций между родителями и детьми;

– отработка навыка декодиро-вания чувств ребенка.

Психологическая разминка (напряжение – расслабление).

Обсуждение.

Знакомство с типами типичных способов коммуникации родителей с детьми.

Разрывание коммуникативных установок по схеме.

Работа с таблицей

Игра «Восковая палочка»

Третий этап – реконструктивно-формирующий

№6

– обучение способам выхода из конфликтных ситуаций;

– дальнейшее осознание собственных чувств и установок по отношению к ребенку;

– обучение вербальным и невербальным способам эффективного самовыражения;

– расширение сферы осознания чувств и переживаний и конгруэнтности поведения

Обучение способам «Я – сообщения». Тренажер конгруэнтных вербальных и невербальных сообщений

Правило «Я – сообщения» и «Ты – сообщения».

Тренинг эффективного вербального общения в коммуникации родитель – ребенок.

Заполнение таблицы «Я – сообщения».

Тренажер выражения конгруэнтных эмоций, чувств, поведения и «Я – сообщений».

Анализ ошибок.

Обмен чувствами.

Упражнение «Нестандартное приветствие»

Упражнение на развитие пантомимических способностей самовыражения.

№7

Знакомство с техникой конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Работа с убеждениями родителей.

Разыгрывание конфликтных ситуаций.

Знакомство с пятишаговой моделью конструктивного разрешения конфликта на примере конкретной ситуации.

Разыгрывание ситуации.

Обмен чувствами.

Вопросы родителей.

Упражнение «Я хочу сегодня.

№8

Диагностика общения родителей с детьми.

Приветствие: «Я рад(а) что сегодня…».

Дискуссия: методы и правила дисциплины, авторитетность и авторитарность родителей; какими по форме должны быть правила дисциплины.

Обмен впечатлениями.

Упражнение «Сильные стороны моего ребенка».

Упражнение «Когда мне легко и сложно общаться с ребенком, то я…».

Заключительный этап – обобщающе-закрепляющий. Обсуждение итогов занятий в кругу в форме беседы по вопросам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности
Для уяснения некоторых особенностей учащихся на стадии их подготовки к труду и выбору профессии, проектирования своего жизненного пути можно рассмотреть краткий обзор развития человека как субъекта профессиональной деятельности, сделанный ...

Типы корпоративных культур
Как мы видим, корпоративная культура явление очень многогранное, имеющее достаточно сложную структурную организацию, а потому ряд авторов предложили типологию корпоративных культур. Модель английского специалиста в области менеджмента Ч. ...

Роль рефлексии в подростковом возрасте
Подростковый возраст – это период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. В подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотн ...