Понятие профессионализма

Страница 1

В сочетании с рассмотрением понятия профессионализма, мы рассмотрим также те личностные качества, которые необходимы профессионалу-психологу и которых мы касаемся в нашем исследовании.

В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом пристального рассмотрения психологической науки (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и др.), В психологии труда и смежных областях психологии появились исследования, посвященные профессиональной деятельности, требованиям профессии, профессиональному отбору и подготовке (работы В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеер, Ю.К. Стрелкова и др.) [9, 10, 12, 14, 15, 17]. Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессионально-важных качеств (ПВК), их формированием и оценкой. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал. В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека.

Личность не может развиваться в отрыве от деятельности. Труд сопровождает человека на протяжении всей его жизни и определяет его развитие. В процессе труда человек и становится профессионалом.

Как субъект труда человек развивается с самого раннего детства. И каждый возрастной период в жизни человека может повлиять на развитие у него разного рода способностей и на дальнейшее формирование его как профессионала.

Е А. Климов предложил периодизацию развития человека как субъекта труда. [12, 18, 19].

Стадия предыгры (от рождения до 3х лет) - происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

Стадия игры (от 3х до 6-8 лет) - происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.)

Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет) - интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деятельность и т.п.

Стадия оптации (от лат. optatio - желание, выбор; от 11-12 до 14-18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального определения является оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный. Как отмечает сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии".

Так же, по мере своего развития и взросления, профессионального определения и вхождения в профессиональную деятельность, человек, по мнению Е.А. Климова проходит следующие стадии, характеризующие степень успешности развития личности в профессиональной деятельности:

Стадия адепта - профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

Стадия адаптанта - вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3х лет.

Стадия интернала - вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.

Стадия мастера - когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Сравнительный анализ проявления эмпатии у менеджеров с учетом их стиля руководства
На первом этапе исследовалось стиль руководства менеджеров и их эмпатические качества по методике «Ваши способности к эмпатии» и Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. В исследовании принимали участие одна группа мен ...

Процедура и комплекс методов исследо-вания индивидуально-психологических качеств
Специфика управления людьми /в отличие от «управления вещами»/ состоит в том, что многое здесь не поддается прямым измерениям, точным количественным оценкам, значительная часть причинно–следственных связей скрыта за внешними проявлениями ...

Руководители, добивающиеся результатов
Многие менеджеры ошибочно полагают, что стиль руководства тесно связан с самой личностью, нежели чем является стратегическим выбором. Вместо того, чтобы выбирать тот один стиль, который подходит их темпераменту, им следует спросить, какой ...