Понятие профессионализма

Страница 3

1) как продукт индивидуального профессионального развития человека;

2) как продукт развития профессионального сообщества и профессии как социального института. [9, 10, 17].

Мы рассматриваем профессионализм как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в деятельности и в общении. Профессионализм человека - это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда.

А.К. Маркова выделяет несколько уровней профессионализма:

1. допрофессионализм - человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала;

2. профессионализм - человек - профессионал. Стабильно работает и выполняет все, что от него требуется;

3. суперпрофессионализм - творчество, личностное развитие, вершина профессиональных достижений;

4. непрофессионализм, псевдопрофессионализм - внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек производит либо много "брака", либо сам деградирует как личность;

5. послепрофессионализм - человек может оказаться "профессионалом в прошлом", "экс - профессионалом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов.

Этап творческого определения себя как личности - профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы. [15, 18, 19].

Существуют определенные психологические механизмы профессионального развития. Психологические исследования развития взрослого человека в рамках профессии (профессиональной деятельности), в основном, акцентируют свое внимание на разнообразных познавательных и личностных приобретениях, возникающих в этом процессе. Таких как профессиональное самоопределение, появление новых знаний, умений и навыков, последовательность (стадиальность) становления различных форм профессионализма, способы планирования карьерного роста, накопление неповторимого опыта, развитие специальных способностей и многое другое (Е.А. Климов, 1996; А.А. Бодалев, 1993; Я.Л. Коломинский, 1986; Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала, 1991). В качестве примера можно привести быстрое развитие личностной рефлексии у начинающих психологов-практиков по сравнению с педагогами (Оборина, 1995). При таком взгляде феномен "профессионального развития" (развития в связи с нарастающей профессионализацией) представляет собой становление специализированных новообразований в различных сферах психики: в познавательной сфере, мотивации, системах регуляции поведения и деятельности и т.д.

Не секрет, что, так же как и другие индивидуальные особенности личности на профессионализм влияет уровень мотивации. Обоснована необходимость использования новых методов оценки профессиональной мотивации для определения индивидуально своеобразных характеристик ценностно-смысловых конструктов различных мотивов, особенности субъектной рефлексии в раскрытии содержательных сторон побудительной активности индивида.

В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко представлены материалы теоретического изучения мотивации и, в частности, суждения о ней как комплексном феномене, связанном с когнитивной, эмоциональной и волевой сферами личности; об особенностях зарождения, формирования и проявления мотивов. О роли "мотиваторов" - психологических факторов (нравственный контроль, предпочтения, интересы и т.п.), участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие человеком той или иной линии поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Проявление агрессивности в подростковом возрасте
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении ли ...

Трансактный анализ общения
Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на дру ...

Результаты исследования по авторской проективной методике "Подарок"
Методика направлена на изучение готовности брать на себя ответственность за результат при выполнении той или иной деятельности. Диаграмма 2.7.3. Распределение результатов по проективной методике "Подарок" среди студентов КГП ...