Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов

Другая психология » Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала » Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов

Страница 1

На формирование личности профессионала влияют не только способности и мотивация. На него влияет целый спектр индивидуальных психологических особенностей, начиная с типа высшей нервной деятельности, темперамента человека и заканчивая его личностными качествами.

Именно рассмотрению некоторых личностных качеств, необходимых психологу-профессионалу, нам и хотелось бы посвятить нашу работу.

Мы считаем нужным отметить, какими качествами должен обладать профессиональный школьный психолог, а также психолог консультант.

В общем виде можно составить следующую профессиограмму (перечень качеств необходимых специалисту в данной области для продуктивной работы и оптимальных результатов, а значит, и для формирования профессионализма), включающую в себя качества, которыми, по мнению большинства людей, должен обладать психолог:

Внимательность, стремление понять позицию других

Дружелюбие, общительность

Способность стать лидером

Вежливость, обходительность

Руководство здравым смыслом, следование предписаниям

Жизнерадостность

Терпеливость, упорство

Большое чувство ответственности

Способность выполнять работу, полную разнообразия

Энтузиазм в трудовой деятельности

Тщательность действий

Схватывание новых идей, самостоятельность суждений

Аккуратность и последовательность в работе

Способность к планированию своего будущего

Способность к устным высказываниям

Хорошая память

Способность обучать других

Умение заботиться о больных

Умение заботиться о посторонних [16].

Безусловно, многими из вышеперечисленных качеств должны обладать и представители различных других профессий, но мы в нашей работе сделали предположение, что психологи, а также студенты, получающие психологическое образование и специализацию психолога-педагога, психолога-консультанта, а также практического психолога обладают рядом психологических особенностей, характерных только для выбранной ими профессии. Одной из задач нашего исследования было выявить, склонны ли студенты, выбирающие профессию психолога и обладающие необходимыми психологу в работе качествами, к выбору психологической деятельности как своей будущей профессии;

На территории России, а также за рубежом проводились исследования, в той или иной мере рассматривающие данную точку зрения.

Еще в 20-е гг. в Харькове была предпринята попытка изучить индивидуально-психологические предпосылки успешности деятельности психолога-экспериментатора:

1) вербальные способности понимать речь (владеть ею) и 2) психоспективные, т.е. способности к наблюдению (самонаблюдению и длительному сосредоточению внимания). [1, 3].

По мнению профессора К.А. Рамуля, спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности (сюда включаются память, творческое мышление, фантазия, наблюдательность), отдельные черты личности, такие, как энтузиазм, прилежание, способность к критике и самокритике, дисциплинированности, беспристрастие и умение ладить с людьми, которое особенно важно для педагога и руководителя научного коллектива, - являются характерными для деятельности любого ученого (теоретика, экспериментатора, эксперта, психодиагноста и т.п.) Поскольку предложенный украинскими психологами набор качеств психолога-экспериментатора входит в перечень характеристик ученых, то, по мнению К.А. Рамуля, нет оснований предполагать наличие специальных способностей психологов. [20].

При более корректном способе доказательств существования индивидуально-психологических предпосылок успешности деятельности психолога, принятом в дифференциальной психологии, достаточно обнаружить существование различий между группами профессионалов-ученых и объяснить природу этих различий.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Сравнительный анализ проявления эмпатии у менеджеров с учетом их стиля руководства
На первом этапе исследовалось стиль руководства менеджеров и их эмпатические качества по методике «Ваши способности к эмпатии» и Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. В исследовании принимали участие одна группа мен ...

Анализ понятия «стресс» в научной литературе
Понятие «стресс» используется и в обыденной жизни, и в литературе, по различным, подчас мало взаимосвязанным научным направлением. Это создает разночтения указанного понятия. Стресс – это психическое и физиологическое состояние человека ...

Модус обладания
Понятие «иметь». Поскольку мы живем в обществе, которое зиждется на трех столпах: частной собственности, прибыли и власти, наше суждение не может не быть беспристрастным. Приобретение, владение и получение – вот неотъемлемые и безусловны ...