Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов

Другая психология » Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала » Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов

Страница 2

Анализ работ американских ученых, проведенных А. Рое по данной проблеме, показали существование таких различий. Объектами изучения были выдающиеся американские ученые: 20 биологов, 22 физика, 14 психологов и 8 антропологов. Данные собирались с помощью специально созданных тестов высокого уровня для вербальных, числовых и пространственных способностей, Роршаха, ТАТ, подробных интервью. Последние касались данных, относящихся к истории жизни, а также мнения самого опрашиваемого о факторах его раннего развития и выбора специальности. Анализ ответов на проективные тесты (Роршаха и ТАТ) говорит о ряде особенностей, дифференцирующих разные группы ученых. Физики, например, показали большую интеллектуальную и эмоциональную энергию, часто не вполне хорошо контролируемую. Социально они были плохо приспособлены. Психологи, напротив, обнаружили тенденцию к зависимости от родителей, связанную с чувством вины и несчастья. Обнаружена также большая чувствительность, некоторая агрессивность, сопротивление авторитетам и большой интерес к человеку. [2, 5, 6].

В рамках факторного подхода к исследованию латентных форм организации черт личности использование тест-опросников типа 16 FР для анализа различий между представителями различных профессиональных групп также подтвердило не только существование различий в определенных стратегиях поведения профессионалов-психологов и представителей других профессиональных групп, но и внутри данной группы.

Сходство данных профессиональных подгрупп в определенных стратегиях поведения задается конфигурацией трех факторов: готовности к контактам, умений поддерживать контакты, общей интеллектуальностью. Различия - наличием или отсутствием в профиле портрета дополнительного фактора ненасыщаемости контактами с другими людьми.

Неслучайно при экспертных опросах психологов многие из них выделяют способность практически решать задачи на общение (талант общения как специальную способность именно психологов).

В структуре этой способности можно теоретически вычленить пять ее главных составляющих:

Умение полно и правильно воспринимать человека;

Умение понимать внутренние свойства и особенности человека;

Умение сопереживать;

Умение анализировать свое поведение;

Умение управлять самим собой и процессом общения. [1].

На основе достаточно случайных данных, полученных рядом исследователей, можно предполагать существование генерального фактора специальных способностей, предрасполагающих к психологической деятельности: распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития "объекта" (индивида, малой группы и т.п.) в процессе общения с ним.

Психологи исследуют физические, эмоциональные или социальные аспекты поведения человека, применяют научные принципы и теории, психологические методы в решении практических вопросов, проводят консультации, руководят составлением учебных программ, лечат больных в клиниках, проводят лабораторные эксперименты и т.п.

В технологическом плане вся разнообразная практика работающих психологов может быть сведена к двум ведущим формам услуг:

1) экспертного обслуживания населения и 2) коррекционного обслуживания (вмешательства с целью улучшения функционирования индивидов или групп, либо с целью совершенствования индивидов или групп). [1].

В коммуникативном плане профессия психолога - классический пример социальных специальностей, требующих интерперсональных способностей, т.е. таких качеств личности, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Анализ степени выраженности различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении
При решении данной задачи использовались результаты опросника «Виды лжи», которые представлены в таблицах (См. Приложение 3). Для определения степени выраженности видов искажения информации о себе у курсантов в межличностном общении нами ...

Виды клинико-психологической диагностики
Анализ литературы по проблеме показал несколько подходов к определению видов клинико-психологической диагностики. Так, авторы учебного пособия [Бауманн] говорят о диагностике свойств и диагностике поведения. Рассмотрим суть данного делен ...

Интерпретация результатов
Обобщая все вышесказанное, мы можем сказать, что используемая подсказка должна не заслонять от испытуемого проблемную ситуацию, а, напротив, расширять возможности действия. Оба приведенных эксперимента довольно ясно показывают, что подска ...