Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога

Другая психология » Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала » Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога

Для исследования влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала использовались следующие методики:

"Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова

Эмпатия - способность к принятию, сочувствию и сопереживанию.

Методика направлена на диагностирование уровня эмпатии, выявление уровней эмпатийных тенденций.

Изучение взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности. Опросник Дж. Холланда.

Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

16-факторный опросник личности Р.Б. Кеттелла (PF - опросник)

Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституционными факторами.

Мы в нашем исследовании использовали методику диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова потому, что способность к эмпатии стоит во главе ряда таких индивидуальных особенностей, без которых ни один студент факультета психологии не сможет стать профессионалом. Профессионализм психолога напрямую зависит от степени выраженности этой способности. Способность к сопереживанию необходима психологу. Ее отсутствие исключает возможность психолога помочь человеку помочь самому себе, так как исключает саму возможность возникновения между психологом и клиентом гармоничного консультативного контакта, так как одна из главных потребностей человека - потребность в принятии.

На этом основании мы сочли необходимым использовать в нашем исследовании методику диагностики уровня эмпатии.

В нашей работе мы задались целью изучить взаимосвязь индивидуальных психологических особенностей и формирования личности профессионала. Поэтому нами был использован опросник Дж. Холланда, выявляющий взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности. Нами было сделано предположение о том, что будущим психологам в большинстве своем должен быть свойственен социальный тип личности. Социальный тип личности, по Дж. Холланду, отличается выраженными социальными умениями, независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам, эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

Студент, планирующий получить профессию психолога, чтобы соответствовать профессиограмме психолога, должен обладать целым рядом различного рода качеств, таких как: общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, жизнерадостность, сознательное соблюдение норм поведения, социальная смелость, чувствительность, благожелательное отношение к людям, развитое воображение, дипломатичность и развитый самоконтроль. С целью выяснить, в какой степени у студентов, намеревающихся получить профессию психолога развиты вышеперечисленные качества, мы в нашем исследовании использовали 16-факторный опросник Р.Б. Кеттелла.

Другие статьи:

Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику
Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средств ...

Интернет и современный человек
Одним из множества новшеств, появившихся на стыке современного человека и новейших электронных технологий является общение с использованием всемирной сети Интернет и сотовой связи. По определению Джерона Ланье, который в 1989 г. и ввёл эт ...

Высшие учебные заведения. Цели, задачи, структурная организация ВУЗов
Организация образования, дающая высшее профессиональное образование, именуется высшим учебным заведением. Высшее учебное заведение (вуз) вне зависимости от его ведомственной подчиненности и формы собственности осуществляет свою деятельнос ...