Понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания

Страница 4

постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам проявления СЭВ относятся:

ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; человек заметно меняет свой режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит, либо, наоборот, поздно приходит и рано уходит); вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных в день сигарет, применение психоактивных веществ.

Интегрирование в единое целое всех подструктур выгорания и специфическая комбинация их проявлений и составляют сущность СЭВ, являясь своеобразным системным качеством данного феномена. Его влияние на физическое и психическое здоровье изучают медицинская психология и неврология, на профессиональные отношения субъекта – психология труда, на межличностные отношения – социальная психология и т.д.

Результаты многих исследований показывают, что в развитии СЭВ большое значение имеют личностные, ситуативные и профессиональные факторы. В таблице 1 представлены обобщенные факторы риска формирования СЭВ [16,37].

Таблица 1 – Факторы риска формирования СЭВ

Личностные факторы

Ситуативные требования

Профессиональные требования

Переживание несправедливости

Социальное сравнение и оценки других

Когнитивно сложные коммуникации

Хроническое переживание одиночества

Несправедливость, неравенство взаимоотношений

Эмоционально насыщенное деловое общение

Переживание социальной незащищенности

Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными

Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности

Переживание социально-экономической нестабильности

«Трудные» ученики, пациенты, партнеры

Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям

Переживание социальной и межличностной изоляции

Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура

Поиск новых решений

Неконструктивные модели стресс преодолевающего поведения

Внутрифирменные и межличностные конфликты

Высокая ответственность за дело и за «других»

Высокая мотивация власти, высокая аффиляция

Ролевые конфликты, ролевая неопределенность

Самоконтроль и волевые решения

Трудоголизм, поведение типа «А»

Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки

Неинтересная или нелюбимая работа

Слабая «Я-концепция», низкая самооценка

Перегрузки

Бюрократизм и «бумажная» работа

Низкая эмпатия и социальный интеллект

Недогрузки

Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска

Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач

-

-

Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания

-

-

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Развитие исследовательских способностей детей
Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя любознательность ...

Формулирование вопросов и ответов
В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы вопросов (утверждений). 1.Вопросы, предусматривающие ответы типа «да—нет». Такие вопросы легко формулируются, обычно понятны, ответы на них не затрудняют обследуемых. Напр ...

Психологические теории темперамента
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum – надлежащее соотношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем состоянии) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсив ...