Понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания

Страница 4

постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам проявления СЭВ относятся:

ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; человек заметно меняет свой режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит, либо, наоборот, поздно приходит и рано уходит); вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных в день сигарет, применение психоактивных веществ.

Интегрирование в единое целое всех подструктур выгорания и специфическая комбинация их проявлений и составляют сущность СЭВ, являясь своеобразным системным качеством данного феномена. Его влияние на физическое и психическое здоровье изучают медицинская психология и неврология, на профессиональные отношения субъекта – психология труда, на межличностные отношения – социальная психология и т.д.

Результаты многих исследований показывают, что в развитии СЭВ большое значение имеют личностные, ситуативные и профессиональные факторы. В таблице 1 представлены обобщенные факторы риска формирования СЭВ [16,37].

Таблица 1 – Факторы риска формирования СЭВ

Личностные факторы

Ситуативные требования

Профессиональные требования

Переживание несправедливости

Социальное сравнение и оценки других

Когнитивно сложные коммуникации

Хроническое переживание одиночества

Несправедливость, неравенство взаимоотношений

Эмоционально насыщенное деловое общение

Переживание социальной незащищенности

Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными

Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности

Переживание социально-экономической нестабильности

«Трудные» ученики, пациенты, партнеры

Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям

Переживание социальной и межличностной изоляции

Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура

Поиск новых решений

Неконструктивные модели стресс преодолевающего поведения

Внутрифирменные и межличностные конфликты

Высокая ответственность за дело и за «других»

Высокая мотивация власти, высокая аффиляция

Ролевые конфликты, ролевая неопределенность

Самоконтроль и волевые решения

Трудоголизм, поведение типа «А»

Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки

Неинтересная или нелюбимая работа

Слабая «Я-концепция», низкая самооценка

Перегрузки

Бюрократизм и «бумажная» работа

Низкая эмпатия и социальный интеллект

Недогрузки

Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска

Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач

-

-

Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания

-

-

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Нейропсихология как достижение и основное направление в деятельности А.Р. Лурия
Луриевская нейропсихология берет свое начало в психологии, ее источником являются общепсихологические представления о структуре и строении психических функций. В то время как западная нейропсихология в значительной степени «выросла» из ме ...

Классификации копинг-стратегий.
Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи еще не пришли к одной единой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-страте ...

Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая ...