Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования

Другая психология » Влияние копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности » Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования

Страница 5

Анализ с учетом гендерных различий показал, что и в целом по группе, и по отдельности для каждой из групп преобладающими являются три симптома, характерные для фазы резистенции: РПО, НИЭР и ЭНД. В группе мужчин показатели симптомов, характерных практически для всех трех фаз выше, чем у женщин. Исключением являются симптомы, характерные для фазы истощения.

Можно предположить, что мужчины истощаются медленнее, сопротивляемость стрессору выше, что может быть связано с выбором определенных копниг-стратегий поведения и срабатыванием определенных психологических защитных механизмов.

Поэтому, далее исследование сотрудников ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ» проводилось с применением методики для психологической диагностики механизмов психологических защит (индекс жизненного стиля - LSI) [48] и методики Э. Хайма [35] для определения копинг-стратегий поведения.

Методика LSI является удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему механизмов психологических защит (МПЗ), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого механизма ПЗ.

Содержательные характеристики механизмов психологической защиты (индекса жизненного стиля) [48]:

1. Отрицание (О)

Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению, или социальному престижу.

Как процесс направленный вовне «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению», как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. «Отрицание» как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

2. Вытеснение (В)

Механизм защиты, посредством которого неприемлемый для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах себя и других, например завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т.п. Психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

3. Регрессия (Р)

Механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций.

4.Компенсация (К)

Проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не становятся частью самой личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Адаптация студентов к учебной деятельности
Обучение в вузе — сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей (Б.В. Задорожный, О.Н. Сараджева, В.А. Гаврилова, М.В. Бакина, А.И. Кузнецова, и др.). Нер ...

Психологическая природа мыслительного процесса
Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, ...

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Результаты представлены в таблицах №4 Таблица№4 Среднеарифметические показатели самооценки дошкольников Качество Дошкольники, имеющие родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности Дошкольники, имеющие родителей с ни ...