Исследование взаимосвязей личности педагога начальных классов и процесса формирования личности ребенка

Другая психология » Влияние личности учителя на формирование личностных качеств » Исследование взаимосвязей личности педагога начальных классов и процесса формирования личности ребенка

Страница 1

Исходя из вышеизложенного, мы определили цель

нашего исследования: изучить взаимосвязи личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей в условиях класса общеобразовательной школы.

Для исследования были взяты учащиеся 3"А" и 3 "Б" класса СШ № 7 г.Пинска и учителя данных классов Куделич Л.Г. (3 "А") и Репникова А.Л. (3 "Б"). Причем педагоги работают с классом с первого года обучения. Это дает основание предполагать, что за три года обучения влияние личности педагога на процесс формирования личностных качеств ребенка будет отражаться наиболее отчетливее.

Исследовательская деятельность включает следующие этапы:

- проведение диагностической методики с учителями с целью выявления наиболее выраженных качеств его личности,

- проведение диагностической методики с каждым ребенком,

- выведение наиболее часто встречаемых качеств личности ребенка в данном классе.

- соотнесение преобладающих качеств личности педагога с превалирующим количеством определенных качеств личности ребенка, изучаемых в данном классе.

Гипотеза исследования:

личность педагога имеет тенденцию влияния на формирующуюся личность ребенка, что можно наблюдать в наиболее часто встречаемых качествах личности учащихся в данном классе. Причем наиболее часто встречающиеся качества личности ребенка в классе будут соответствовать основным чертам личности учителя данного класса.

Интерперсональная диагностика межличностного поведения

Цель:

Методика ДМО Л.Н.Собчик может использоваться с цель изучения представлений и оценки личностью как своего реального, так и идеального социального Я. В этом случае предполагается использование метода корреляционного анализа (метод ранговой корреляции) для определения степени связи этих представлений (оценок).Заслуживает внимания вариант использования ДМО для диагностики согласованности супружеских представлений, детско-родительских отношений.

Описание:

Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Л.Н.Собчик представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Лири, автор которой является последователем идей Салливэна. Теоретический подход Г.С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т.е. формируется личность. В процессе взаимодействия с окружающими личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.

Процедура проведения:

производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" (см.Приложение № 2) к опроснику (см.Приложение № 1). После того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми октантам психограммы методики. Количество перечеркнутых испытуемых номеров в каждой ячейке, выносится в таблицу полученных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений и соответствующий тип межличностного поведения – Приложение № 3.

Стимульный материал:

опросник, бланк ответа, ключ ответов.

Испытуемые:

учащиеся 3 "А" и 3 "Б" классов и педагоги.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Психофизиологическая характеристика процесса приема информации
Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление. Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необходимы для решения задачи оптимального построе ...

Материалы и методы исследования
С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 20 человек; в каждой группе 10 девочек и 10 мальчиков) детей из полных и неполных семей в возрасте 9-10 лет, учащихся 3-4-х классов специализированной школы №69 с углубленным ...

Проблемы педагогической психологии
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них. 1. Проблема соотношения обучения и развития. ...