Теоретические аспекты понятия «интересы»

Страница 1

Изучение литературы, в первую очередь, позволит определить понятия «интерес» и «профессиональный интерес».

Рассмотрим подробнее первое понятие – «интерес».

Согласно мнению американского философа Р.В.Перри, интерес – это характеристика «моторно-аффективной жизни, состояние, акт, позиция, влечение…». Перри понимает интерес в широком смысле: «Интерес является объединяющим понятием, которое дает общее значение инстинкту, побуждению, чувству, удовольствию и боли, эмоциям и другим отделам моторно-аффективной жизни». Под понятие интереса ученый подводит и волевые, и эмоциональные проявления индивида. По его мнению, связь между интересом и его объектом определяется структурой самого интереса. Интерес состоит из руководящего, иррационального элемента и служебного, рационального. Руководящая часть интереса – «управляющая склонность», служебная часть – это знание, которое трактуется как «ожидание». «Управляющая склонность» может выступать в виде инстинкта, привычки или эмоции. Знание в интересе – это приписываемое его объекту качество, которое отвечает «руководящей склонности».

В работах других ученых интерес рассматривается и как особое, избирательное отношение человека к деятельности, и как мотив действия и деятельности, и как стимул деятельности, а в связи с этим – и как средство обучения. В конечном же итоге интерес в структуре личности выступает как важная форма ее направленности, выражающаяся в активном отношении к миру, в любознательности и пытливости.

Для анализа интереса необходимо найти такие единицы, которые бы характеризовали это понятие, четко и ясно увидеть его основное ядро. По-видимому, разноречивые определения интереса можно обобщить, если расчленить его на основные единицы и показать его разновидности, выделить в них то общее, что позволяет считать их (разновидности) интересом.

Интерес, по своим физиологическим основам ближе стоит к рефлексу цели, чем к исследовательскому рефлексу, так как имеет направленность, устремленность личности. Границы интереса простираются лишь до того момента, где начинается действие. Интерес – психическое состояние, содержащее лишь тенденцию к деятельности, но не ее самое. Интерес поддерживает деятельность, но не содержит ее в себе. Он возникает вследствие воздействия объекта, вызывающего положительное отношение, именно поэтому он содержит в себе и побуждение к деятельности и сопровождает, поддерживает эту деятельность.

Можно выделить два вида интереса: первый – ситуативный, реактивный, эпизодический – примыкает непосредственно к переживанию своего отношения (в данный момент) к предмету; второй – личностный, инициативный, стойкий – связан с характеристикой личности, ее направленностью.

Важно дифференцировать интерес от сходных состояний и видов отношений (потребность, мотив, склонность). Без этого уточнения невозможно ни воспитывать, ни развивать интерес, ни управлять его изменением в процессе генетического и функционального развития.

Потребность как нужда в чем-либо недостающем, отсутствующем, необходимом для поддержания жизни и деятельности может быть удовлетворена различными предметами, после чего она исчерпывается. В последующем могут возникнуть новые потребности, но данная потребность удовлетворена.

Необходимо различать интерес и мотив. Мотив можно понимать как побуждение; под мотивом учения понимать ту отдаленную цель, ради которой человек действует, ради которой достигает знания, умения, навыков. Мотивом старательного учения, добросовестного приготовления урока может быть отметка, похвала, поощрение педагога или родителей, поступление на работу, возможность поступить в ВУЗ и т.п. Мотивом учения может быть и та польза, которую подросток хочет приносить в будущем, и та позиция в школе, в другом учебном заведении или в жизни, которая может быть создана успешным учением и пониманием долга учащегося как гражданина. Однако эти мотивы нельзя назвать интересом; но если, помимо всех этих мотивов деятельности, подростка побуждает сама деятельность к овладению знаниями или трудом, то можно говорить об интересе как эмоционально-познавательном отношении.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Категория социоэтикета в рамках отношений "преподаватель-студент"
В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психо ...

Понятие самооценки и её виды
Степень самооценки (самоэффективность) - концепция, разработанная Альбертом Бандурой, она означает способность человека оценить свои силы и умение справляться со специфическими проблемами. Особенно Бандуру интересовало отношение между сам ...

Классификация видов ощущений
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям явл ...