Теоретические аспекты понятия «интересы»

Страница 2

По мнению Леонтьева А.Н., побуждает не субъективное чувство радости и не переживание удовлетворения, а сама объективная деятельность (сам объективный предмет привлекает ребенка и побуждает его к познанию). Следовательно, интерес не есть мотив в полной мере, хотя и входит в состав последнего: не интерес побуждает, а мотив деятельности. Иными словами, интерес входит в характеристику мотива деятельности как один из самых существенных его компонентов.

При наличии интереса к деятельности ее мотив (познание и овладение) совпадает с целью – познать и овладеть этой деятельностью.

Рассмотрим понятие «склонность», тесно связанное с понятием «интерес».

Склонности играют важную роль в жизни, практической деятельности человека.

Рубинштейн С.Л., Ковалев А.Г. и Мясищев В.Н., Лейтес Н.С. и другие психологи и педагоги под термином «склонность» понимают «направленность к деятельности» (Рубинштейн С.Л.), «потребность в определенной деятельности» (Мясищев В.Н.), «стремление заниматься какой-нибудь деятельностью, потребность в этом» (Лейтес Н.С.) и т.д. Все эти определения отражают лишь отдельные признаки сложного психологического явления – склонности.

Американскими учеными сделана попытка определить структуру склонностей, их роль в развитии личности. В качестве примера можно рассмотреть теорию склонностей Р.Каттеля.

Склонность индивидуума, по Каттелю, есть «психическая структура». Различаются «общие склонности», которые свойственны всем индивидуумам, подвергавшимся социальным влияниям, и «уникальные склонности», характеризующие определенную индивидуальность. Индивидуальные склонности Каттель, в свою очередь, подразделяет на относительно уникальные и абсолютно уникальные, которых не имеется ни у кого другого.

Склонности Каттель подразделяет также по признаку модальности, которой они выражаются. Если они приводят индивидуума в действие в направлении достижения определенной цели, то их называют «динамическими склонностями», если же они касаются эффективности, с которой индивидуум достигает желаемой цели, то их называют «склонностями-способностями» и, наконец, они могут быть связаны со сферой энергичности, эмоциональности – это «темпераментальные склонности».

Динамическим склонностям Каттель придает более важное практическое значение, чем остальным.

Интерес и склонности многими авторами рассматриваются как понятия идентичные. Так, в частности, Невский И.А., специально исследовавший данный вопрос, пишет, что «склонность понимается как качество личности, складывающееся в процессе воспитания и развития и сочетающее в себе устойчивый интерес к определенной области знаний, устойчивое эмоционально окрашенное стремление к деятельности в соответствующей этому интересу области, с более или менее развитыми способностями, умениями и навыками, обеспечивающими успешное творческое выполнение данной деятельности».

Специфические особенности склонности:

А) склонность как побуждение к деятельности всегда соответствует содержанию этой деятельности;

Б) склонность постоянно побуждает к постановке все новых и новых целей, усиливает общую работоспособность в деятельности и снимает утомляемость;

В) деятельность по склонности всегда личностно зависима, занимает важное место в жизни человека, перестраивает сознание личности.

Исследователь Лейтес Н.С. считает, что «подлинная склонность означает расположенность и к самому процессу деятельности». Орлов А.Б. отмечает: «Непосредственной, ближайшей общей предпосылкой, фундаментов для развития склонностей являются развитые познавательные интересы».

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога
Для исследования влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала использовались следующие методики: "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова Эмпатия - способность к принятию, сочувст ...

Проблемы жертв культового контроля сознания
1. Крайнее нарушение идентичности , диссоциирующие состояния – «плавающие» (возвращающие по механизму триггера обратно к культовому образу жизни), «плавание» описывается как особое изменение сознания, промежуточное между бодрствованием и ...

Понятие межличностных отношений
В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть п ...