Теоретические аспекты понятия «интересы»

Страница 3

Содержательная взаимосвязь интересов и склонностей подростков наблюдается только в том случае, когда интересы приобретают характер устойчивых, стержневых. Так считает Щукина Г.И., которая пишет; «Из стержневого интереса уже с младшего подросткового возраста может вырастать и укрепляться соответствующая склонность…». «Познавательный интерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с нею жизненные планы».

Таким образом, развитие направленности идет, по мнению Орлова А.Б., по линии «влечение ® интерес ® склонность».

Преемственность развития интересов и склонностей можно схематически изобразить следующим образом:

возникновение интереса ® накопление отвечающих интересу знаний, умений, навыков ® развитие соответствующих способностей ® успешность в соответствующей деятельности ® развитие склонности к ней ® эмоциональная привлекательность деятельности ® подчинение всех поступков и помыслов личности данной склонности ® призвание.

Интерес и склонность являются стержнем (осью) направленности личности. Щукина Г.И. отмечает, что «познавательный интерес и склонность – важнейшая сторона не только познавательной, практической (трудовой), но и общей направленности личности учащихся, так как они характеризуют ее стремления, идеалы». По мнению Колесника А.С., «интерес и склонность выступают главной предпосылкой и причиной самообразования, и самообразование – жизненным способом удовлетворения интересов и склонностей».

Таким образом, самообразование представляется фактором, объединяющим общественные мотивы с мотивами познавательного интереса. Это еще раз подчеркивает важность интереса и склонностей в направленности личности.

ВЫВОД: Интерес можно рассматривать как один из компонентов структуры личности, определяющий ее направленность. Интерес необходимо отличать от потребности, мотива, склонности.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Нестандартная ситуация в педагогическом взаимодействии
Призванный обществом помочь ребенку вступить во взрослую жизнь в качестве не просто полноправного, а прежде всего достойного члена общества, он зачастую должен противостоять таким мощным институтам социализации, как семья (если она неблаг ...

Исследования отечественных психологов в области детско-родительских отношений
Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок – это детско-родительские отношения. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, та ...

Результаты опроса "Профессиональный образ у молодого специалиста"
Анкетирование студентов было направленно на изучение их образа профессионального будущего. Результаты, полученные при проведении анкетирования респондентов, выглядят следующим образом. 1. Личный опыт профессионального становления у моло ...