Теоретические аспекты понятия «интересы»

Страница 3

Содержательная взаимосвязь интересов и склонностей подростков наблюдается только в том случае, когда интересы приобретают характер устойчивых, стержневых. Так считает Щукина Г.И., которая пишет; «Из стержневого интереса уже с младшего подросткового возраста может вырастать и укрепляться соответствующая склонность…». «Познавательный интерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с нею жизненные планы».

Таким образом, развитие направленности идет, по мнению Орлова А.Б., по линии «влечение ® интерес ® склонность».

Преемственность развития интересов и склонностей можно схематически изобразить следующим образом:

возникновение интереса ® накопление отвечающих интересу знаний, умений, навыков ® развитие соответствующих способностей ® успешность в соответствующей деятельности ® развитие склонности к ней ® эмоциональная привлекательность деятельности ® подчинение всех поступков и помыслов личности данной склонности ® призвание.

Интерес и склонность являются стержнем (осью) направленности личности. Щукина Г.И. отмечает, что «познавательный интерес и склонность – важнейшая сторона не только познавательной, практической (трудовой), но и общей направленности личности учащихся, так как они характеризуют ее стремления, идеалы». По мнению Колесника А.С., «интерес и склонность выступают главной предпосылкой и причиной самообразования, и самообразование – жизненным способом удовлетворения интересов и склонностей».

Таким образом, самообразование представляется фактором, объединяющим общественные мотивы с мотивами познавательного интереса. Это еще раз подчеркивает важность интереса и склонностей в направленности личности.

ВЫВОД: Интерес можно рассматривать как один из компонентов структуры личности, определяющий ее направленность. Интерес необходимо отличать от потребности, мотива, склонности.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Типы неполных семей и источники их формирования
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разв ...

Спектр проблем здоровья человечества в современном мире
Здоровье является своего рода ценностью, возможностью для человека быть включенным в общество, действовать в нем. Болезнь также можно рассматривать как некоторую «ценность»: будучи показателем условий жизни и представлений о человеке и ег ...

Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования
Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности способствует формированию у медицинских работников состояний дезадаптации и эмоционального выгорания. Проведенные исследования показывают, что СЭВ может развиваться у 30-50% меди ...