Теоретические аспекты понятия «профессиональные интересы»

Страница 1

За определение понятия «профессиональный интерес» можно взять формулировку Кревневича В.В.: «Под профессиональным интересом, - писал он, - мы понимаем окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней» (9).

Интерес и склонность к профессии рассматриваются как две стороны одного целого многими специалистами. Такое единство поддерживается рядом психологов, педагогов и физиологов, подчеркивающих психофизиологическое единство сознания и трудовой деятельности, работы мозга и мышц.

Интерес и склонность к профессиям лежит в основе формирования общетрудовых и профессиональных способностей. Профессиональный интерес и склонность выступают одновременно и как цель воспитания учащихся, и как средство превращения труда в потребность жизни. «Человек сначала работает, чтобы есть, затем ест, чтобы работать, сначала трудится, чтобы жить, затем жить ради труда – «главной цели его жизни», - писал Рубинштейн С.Л

Основываясь на работах Павлова И.П., Ухтомского А.А., Анохина П.К., Неймана Дж., Эшби У. И др., можно считать, что общей основой интереса (склонности) и внимания служит ориентировочный рефлекс. Но сам по себе этот нейрофизиологический механизм недостаточен для объяснения особых высших свойств интереса и склонности к профессии. Есть основание утверждать, что специфической основой профессионального интереса, склонности является доминанта речевого и двигательного (моторного) профессионального стереотипа.

Интерес и склонность к профессии как динамическая категория проходит следующие основные этапы развития: ориентационный этап, этап профессионального становления, далее – профессиональной адаптации и активной творческой деятельности.

Основными приемами развития профессионального интереса и склонностей являются: хорошее представление учащимися перспективы развития изучаемой профессии, объекта, их роли в решении народно-хозяйственной задачи; построение процесса обучения на основе проблемного метода; обучение рациональным приемам учебной работы; обязательное и постоянное включение подростков в практическую профессиональную деятельность.

Осознанный интерес к профессии может иметь место там и тогда, где и когда личность осознает свои индивидуальные особенности и их соответствие содержанию, специфике профессионального труда. Все это дает основание рассматривать в качестве предмета профессионального интереса не только содержание, но и специфику профессии.

Однако специфика профессии выступает в качестве предмета профессионального интереса прежде всего на этапе выбора профессии, то есть задача формирования интереса к профессии должна решаться на этапе школьного трудового обучения, воспитания, в процессе профессиональной ориентации. В процессе профессионального обучения, трудовой деятельности предмет интереса от специфики перемещается на содержание профессионального труда, подростка все более увлекает сам процесс трудовой деятельности.

Рассмотрим, к примеру, взаимосвязь интереса к техническим профессиям с преобладанием у школьника соответствующего типа мышления.

Интерес к подобным профессиям возникает чаще всего у подростков на основе развитого технического мышления, под которым понимается мыслительная деятельность, предполагающая направленность субъекта на приобретение определенных технических знаний и умений, применение их в процессе решения технических задач, создания и обслуживания разнообразной техники и технологических процессов.

Техническое мышление и интерес к профессии связаны между собой функционально как направленность личности на процесс определенной технико-технологической деятельности. Именно поэтому интерес к профессии развивает техническое мышление, а оно, включая его (интерес), формирует профессиональные интересы и склонности личности. Следовательно, в морфологическом плане они являются аспектами друг друга, а в генетическом – как этап формирования уровня развития.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Психологические особенности старшеклассников и выбор профессии
В педагогической литературе можно встретить несколько подходов к определению векового периода сензитивного для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению. Многие исследователи (Е.Климов, Н.Пряжников, С. Чистяко ...

Студенческая группа
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов по ...

Изучение фрустрационных реакций дошкольников
Результаты исследования, полученные при помощи методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга Таблица №3 Частота встречаемости фрустрационных реакций в исследуемых группах дошкольников Реакция Дошкольники, имеющие родит ...