Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности

Страница 2

Собственно учебная деятельность в том виде, в каком она традиционно предлагается в школе, отступает в сознании подростка на второй план по сравнению с активной деятельностью по освоению «мира взрослых» (в меру того, как его понимает подросток). Приобретение знаний и навыков идет активно и вне школы, самостоятельно – иной раз безотносительно к собственно школьным ценностям и вопреки ожиданиям родителей и педагогов. Подросток может быть, например, поглощен «оживлением» старого велосипедного мотора, который он прикрепляет к им же модифицированным останкам велосипеда и с треском носится на изготовленной таким образом «машине». При этом он очень многое узнает о соответствующих двигателях, топливе, маслах, технических узлах и механизмах, многому научается. Правда, все это не нужно с точки зрения очередной темы, изучаемой в школе, и тот же подросток может выглядеть на уроках слабым, отсталым, «запущенным» учеником. Все это способно сильно сдерживать инициативу, маскировать творческий склад ума.

Данный период характеризуется все более активными попытками самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, самоорганизации, стремлением подготовить себя к будущему (опять-таки в соответствии с тем, как понимает подросток все эти цели). Интенсивно развивается способность осознать операции мышления и применять их. Завершается стадия оптации формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которой мыслит себя в перспективе подрастающий человек. Оформляются профессиональные планы, сознательно и самостоятельно принимаются достаточно определенные и твердые решения. Всего этого не было на предшествующих стадиях, и это можно считать специфическим новообразованием в сознании подростка.

На стадии профессиональной подготовки – от 14 – 16 до 18 – 23 лет (около 7 % цикла) – осваивается система основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, происходит овладение знаниями, умениями, навыками, важными для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, образуются комплекты профессионально важных личных качеств – формируется профессиональная пригодность.

Стадия развития профессионала продолжается от 18 – 23 лет до пенсионного возраста, занимая около двух третей цикла развития субъекта профессиональной деятельности. Это время межчеловеческих отношений в данной профессиональной общности и дальнейшее развитие, формирование всех элементов структуры субъекта деятельности.

Таким образом, изменения, характеризующие ход профессионального становления подрастающего человека, сложны, многоплановы, имеют свою структуру, которую можно представить следующим образом:

1. Становление необходимой для данного этапа информированности о существенных сторонах, обстоятельствах и основаниях выбора профессионального пути; формирование ориентировочной основы действий, необходимых для решения задач выбора профессии;

2. Формирование склонностей действенных интересов, преобладающих форм активности, способствующих успеху и обусловливающих эмоциональную удовлетворенность не только результатом, но и самим процессом профессиональной деятельности;

3. Появление качественно новых синтезов способностей и операциональных возможностей;

4. Возникновение специфических взаимоотношений с родителями, связанных с обсуждением проблем своего профессионального будущего;

5. Изменение взаимоотношений со сверстниками, старшими и младшими товарищами, связанное с обдумыванием подростком своего профессионального будущего (одни отношения отмирают, другие возникают вновь или упрочиваются;

6. Установление специфических деловых взаимоотношений с людьми, представляющими интересы общества, профессионального образования (с учителями, методистами, профконсультантами, профессионалами);

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Классификация конфликтов и стратегия поведения в конфликтных ситуациях.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Психологические исследования межличностных конфликтов являются в настоящее время наиболее распространенными (Анцу пов А. Я. , Гришина Н. В. Баклановский С. В . и другие). ...

Общение в подростковом возрасте
Л.П. Буева интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп); характеризующейся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами д ...

Причины конфликта
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин. 1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ...