Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности

Страница 4

Уже стало общепризнанным, что выбор профессии часто отражает основные эмоциональные потребности индивида и что профессиональные установки являются основным аспектом общих жизненных установок. При выборе профессии индивид в какой-то степени выбирает наиболее близкие ему по духу способы регуляции поведения, образ жизни и роли. Вот почему измерение профессиональных интересов, или более специально, идентификация тех профессиональных групп, интересы и установки которых наиболее близки индивиду, становится центральным моментом в понимании различных личностей. Непосредственное изучение характеристик занятых в разных профессиях личностей помогает накопить необходимый для осуществления этого подхода фактический материал.

Подобный подход к оценке личности хорошо поясняют работы Дж.Голланда. Дж.Голланд является сторонником отношения к профессиональным предпочтениям как к выбору образа жизни, выбору, отражающему представления индивида о самом себе и его основные личностные характеристики. Каждый профессиональный раздел Дж. Голланда соответствует типу или группе признаков личностных качеств. Данный индивид может быть описан на основе одного или более преобладающих типов. Профессиональным разделам соответствуют такие модели окружения, описываемые в терминах различных профессиональных сред. Подобные описания включают не только физические характеристики и требования работы, но также и типы людей, с которыми индивид работает. По Голланду, индивид ищет окружение, наиболее близкое его личностному типу, и если он его находит, то это повышает удовлетворенность работой, его стабильность и достижения.

С иных позиций подходит к изучению интересов Л.Тайлер. Она рассматривает их как способ идентификации выборов, которые индивид делает на разных этапах своей жизни. Эти выборы не только отражают тип личности, но и предсказывают, кем вероятнее всего станет индивид. Как только какой-то выбор сделан – выбор друзей, развлечений, учебных предметов, работы и т.п. – последующий опыт индивида направляется по определенному пути, в каждый момент выбора альтернативные пути развития исключаются. Высокие показатели по профессиональной шкале означают, что структура свойств личности, определяющая принятие или отказ от различных жизненных возможностей, подобна структуре выбора, характерной для людей определенной профессии. В таком случае вполне возможно предсказать, основываясь на таком показателе тот способ, которым индивид осуществит свой выбор на последующих жизненных перепутьях.

Таким образом, зарубежными исследователями выявлена взаимосвязь между личностными особенностями человека и его профессиональными интересами.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Детско-родительские отношения: дефиниции, классификации, роль в развитии личности ребенка
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений "мать-ребенок"; типы ...

Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение»
Науку «Социальная психология» и дисциплину «Деловое общение», в первую очередь, связывает общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоциональн ...

Объяснения жестокого обращения с детьми
Исторически исследования насилия над детьми можно отнести к трем основным парадигмам: психиатрической, социологической и ситуационной. Психиатрическое объяснение. Психиатрическая модель концентрирует внимание на личностной и семейной био ...