Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в отечественных исследованиях

Другая психология » Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов » Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в отечественных исследованиях

Страница 2

Вторая группа проблем, встающих перед учащимися в процессе формирования профессиональных намерений, связана с осознанием своего соответствия избираемой профессии. Здесь были зафиксированы следующие вопросы:

А) решение вопроса о том, какой же интерес (из нескольких преобладающих) «настоящий»;

Б) соответствие способностей требованиям профессии;

В) соответствие состояния здоровья требованиям профессии;

Г) соответствие характера требованиям профессии;

Д) соответствие условий труда некоторым привычкам.

Интерес к этому кругу вопросов заметно повышается к 10 классу.

В третью группу проблем, встающих перед учащимися в процессе формирования профессиональных намерений, включаются вопросы, возникающие при соотнесении своих желаний и возможностей с объективными факторами: а) трудности трудоустройства; б) уровень материального и бытового обеспечения; в) осознание трудностей поступления в высшее учебное заведение.

Степень актуальности и действенности каждой из трех групп рассмотренных мотивов в каждом отдельном случае определяется как содержанием мотива, так и индивидуальными особенностями школьника, особенностями восприятия и оценки встающих перед ним проблем. Таким образом, выбор профессии осуществляется на основе сложного взаимодействия психологических факторов, относительная значимость которых в общей системе мотивов может быть различной. По полученным данным, из всех основных факторов (профессиональный интерес, ценностные ориентации и связанное с ними переживание своего гражданского долга, мотивы собственной пригодности, осознание объективных трудностей реализации своих планов) в значительной части случаев доминирующим мотивом является профессиональный интерес. Однако такое доминирование возникает лишь тогда, когда профессиональный интерес имеет в своей основе более общий интерес к отрасли науки или деятельности. Во всех случаях, когда профессиональный интерес основывается на более общем интересе к отрасли науки или деятельности, привлекательным и значимым для человека становится специфическое содержание профессии, поскольку она могла более правильно и глубоко отразиться в его сознании. При отсутствии данного условия профессиональный интерес становится менее устойчивым, а преобладание побочных мотивов приводит к случайному выбору профессии.

Итак, в исследовании отчетливо выявлена ведущая роль устойчивого профессионального интереса в системе психологических факторов выбора профессии. Преобладание данного мотива особенно заметно на более раннем этапе формирования профессиональных намерений (28).

В 80-х годах Федоровым В.Д. и его коллегами было проведено исследование, целью которого было выявление структуры интересов в профессиональном самоопределении личности. Данная группа психологов считала, что широко известные диагностические методики устанавливают связь профессиональных интересов с познавательными (Голомшток А.И., Климов Е.А.). Однако только ориентация на выявление структуры всех интересов личности может дать полную характеристику профессионального самоопределения.

В основе проведенного исследования лежит концепция структурной зависимости интересов, их переплетения.

Рефлексивный характер управления процессом профессионального самоопределения требует раскрытия особенностей структуры интересов – значимых мотивов выбора. В первую очередь – центральных интересов, определяющих развитие личности, интересов, которые осознаются раньше других мотивов и выступают предпосылкой развития профессионально значимых качеств личности.

С помощью пилотажного исследования жизненно важных интересов учеников 9-х классов был определен диапазон «базовых интересов». Это позволило сгруппировать интересы по их возможной взаимозависимости. Каждый «базовый» интерес был представлен по всей полноте возможной взаимозависимости с интересами к путешествиям, музыке, моде, гетерогенной дружбе и общению, самопознанию, истории, естествознанию, технике, спорту и др.

Анализ результатов показал, что самая большая группа связей представлена интересом к путешествиям как стремлению выйти из привычного круга. Это стремление «к приучению жизненного пространства» и определению себя в нем является одним из центральных интересов подростков этого возраста. Большое число связей получил интерес к моральным проблемам личной и общественной жизни. В нем четко выражены связи с гетерогенной дружбой, литературой, кино, политикой. Внутренняя стимуляция поведения начинает играть заметную роль в рефлексивно-одиночной позиции личности.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Понятие клинико-психологической диагностики
Клиническая психология - частная психологическая дисциплина, предмет которой — психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология, анализ условий возни ...

Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений
Семья как один из ведущих социальных институтов в своем развитии прошла достаточно длительный путь развития, по своей протяженности соотносимый с развитием самого человечества. Анализ библиографических источников позволяет констатировать, ...

Общее понятие об ощущении
Простейшим из познавательных психических процессов является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, сам процесс воздействия – раздраж ...