Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в отечественных исследованиях

Другая психология » Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов » Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в отечественных исследованиях

Страница 3

Направленность на внешний мир ярко выражена в структуре интересов к моде, музыке, межполовому общению. Интерес к общественной жизни ограничен историей, публицистикой и политическим информированием, не затрагивает экономических и социальных проблем. Среди «периферийных» интересов находятся спорт, техника, самообразование, естествознание, классическое искусство и др.

Основные интересы имеют преимущественно внешнюю направленность, отмечается тенденция к интеграции интересов вокруг 2-3 центральных. Общекультурные интересы развиты слабо. Почти все интересы возникли под внешкольным влиянием. Профессиональная информированность не оказала заметного влияния на их формирование.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышения общей культуры, так как интерес к профессии зарождается на основе широких культурных интересов.

Исследование показало, что специфика внутреннего выбора отражена в структуре интересов личности, что проявляется во взаимосвязи общекультурных, познавательных и полученных на основе профессиональных интересах. Особую роль в этом играют центральные интересы.

Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения пытались определить в своем исследовании Кудрявцев Т.В. и Сухарев А.В. Психологами использовались следующие методики: опросник Кеттела и дифференциально-диагностический опросник Климова Е.А. Были получены результаты, свидетельствующие о наличии связи между характерологическими особенностями личности и ее профессиональными предпочтениями.

Так, у учащихся, которые сделали выбор в пользу профессий типа «Человек – человек» обнаружились: большая потребность в общении (А), более выраженная конкретность мышления (В), лучшая работа в группе (Q2), большая напряженность в группе с относительно низким порогом фрустрации (Q4).

У учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «Человек – техника» были выявлены: высокая стойкость аффекта и ригидное поведение (А), реалистичность и независимость (I), большая радикальность и склонность к экспериментам (Q1),лучшая индивидуальная работа.

Учащиеся, выбравшиеся профессии типа «Человек – художественный образ» обладали эмоциональной лабильностью и потребностью в общении (А), большей способностью к обучаемости и абстрагированию (В), большей импульсивностью (F), эмоциональной чувствительностью и сензитивностью(I), большей уравновешенностью (Q4).

У учащихся, которые сделали выбор в пользу профессий типа «Человек – знак» были обнаружены: большая ригидность поведения и стойкость аффекта (А), реалистичность и независимость (I), интенсивность воображения(М).

Наконец, учащиеся, сделавшие выбор в пользу профессий типа «Человек – природа» обладали сензитивностью, высокой эмоциональной чувствительностью(I), большая уравновешенностью.

Вывод. Таким образом, результаты исследования подтвердили наличие связи между характерологическими особенностями личности и ее профессиональными предпочтениями.

Изучение литературы подтвердило сформулированную в начале работы гипотезу о том, что личностные особенности оказывают влияние на профессиональные интересы человека.

Далее это влияние хорошо было бы выявить в собственном экспериментальном исследовании.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Основные виды слушания
Существует два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с ми ...

Виды лжи
Одной из задач данного исследования является теоретический анализ особенностей понимания зарубежных и отечественных авторов о различных видах лжи в межличностном взаимодействии. П. Экман очень широко трактует понятие «ложь». Экман выделя ...

Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов
Человек неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье - первому коллект ...