Методы исследования. Объект исследования

Страница 1

В проведенном исследовании мы надеялись установить взаимосвязь между характерологическими особенностями личности и ее профессиональными предпочтениями, а также ее профессиональным типом. Кроме того, выяснить влияние социального статуса и самооценки учащегося на престижность его профессионального выбора.

Для выделения характерологических особенностей учащихся был использован 16-факторный опросник Кеттела, состоящий из 105 вопросов и предназначающийся для работы с подростками. Данный опросник позволил выделить и оценить развитость следующих личностных качеств, составляющих 16 факторов:

Фактор А – «замкнутость – общительность»;

Фактор В – «интеллект»;

Фактор С – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»;

Фактор Е – «подчиненность – доминантность»;

Фактор F – «сдержанность – экпрессивность»;

Фактор G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»;

Фактор Н – «робость – смелость»;

Фактор I – «жесткость – чувствительность»;

Фактор L – «доверчивость – подозрительность»;

Фактор М – «практичность – развитое воображение»;

Фактор N – «прямолинейность – дипломатичность»;

Фактор О – «уверенность в себе – тревожность»;

Фактор Q1 – «консерватизм – радикализм»;

Фактор Q2 - «конформизм – нонконформизм»;

Фактор Q3 – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;

Фактор Q4 - «расслабленность – напряженность»

И дополнительный фактор МД – «адекватность самооценки».

Для выявления профессиональных интересов и склонностей был использован дифференциально-диагностический опросник Климова.

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа «Человек – природа», где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Основой второго типа являются отношения «Человек – техника», объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер и т.п.

Третью группу образуют профессии типа «Человек – человек», где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

Четвертую группу составляют профессии типа «Человек – знаковая система». Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты и т.п.

Пятую группу образуют профессии типа «Человек – художественный образ». Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. Это такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д

Опросник Климова содержит 20 пар вопросов, результаты ответов на которые и будут характеризовать область профессиональных интересов и склонностей испытуемых.

Для оценки профессионального личностного типа была использована методика Голланда. Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:

Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Организация и методы исследования
Исследование взаимосвязи лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений в первичных школьных коллективах. В исследовании приняли участие 2 класса СОШ №28 г.Бобруйска, общей численностью 40 человек. Был применен ...

12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения.
1.В споре нельзя одержать верх В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников ещё больше, чем прежде, убеждается в своей абсолютной правоте. В споре нельзя одержать верх потому, что, если вы проиграли в сп ...

Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Факторы деятельности учащихся, связанные со спортивной и учебной мотивацией: · Факторы, способствующие повышению активности на уроках физической культуры: Структура, содержание и развивающие возможности спорта. Спортивные тренировки и с ...