Методы исследования. Объект исследования

Страница 2

Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Развито абстрактное мышление. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик и т.п.

Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Стремятся поучать и воспитывать, психологически настроены на человека, гуманны. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладают хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи и т.п.).

Конвенциальный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Стереотипны, конкретны, практичны. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Доминантны, любят признание, любят руководить. Обладают хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: журналист, артист, телеоператор, директор, дипломат и т.п.

Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Развиты моторные и вербальные способности. Характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Предпочитает творческие занятия; музыку, рисование, литературное творчество и т.п

Тест Голланда содержит 42 пары профессий, из каждой пары нужно указать одну, предпочитаемую.

Социальный статус личности определялся с помощью социометрического исследования групп учащихся.

Учащимся была предложена анкета, содержащая следующие вопросы:

Кого из членов вашего класса вы хотели бы видеть в составе новой группы (не более 5 человек)?

Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в составе новой группы (не более 5 человек)?

Число выборов, полученное каждым учащимся, измеряет его социометрический статус.

После применения методов статистического анализа были получены следующие результаты: учащиеся 9 «А» класса имели высокий статус, если они получали 13 выборов и больше, средний статус – от 12 выборов до 4, низкий статус – от 3 выборов и меньше; учащиеся 9 «Б» класса имели высокий статус, если они получали 15 выборов и более, средний статус - от 14 выборов до 5 и низкий статус – от 4 и меньше.

Самооценка и притязания учащихся определялись с помощью методики Дембо – Рубинштейн, модифицированной А.М.Прихожан.

Учащимся предлагалось отметить на каждой из семи шкал («Здоровье», «Ум», «Характер», «Авторитет у сверстников», «Умелые руки», «Внешность», «Уверенность в себе») уровень своей самооценки в настоящий момент, а также тот уровень, который нужно достигнуть, чтобы быть удовлетворенным собой, почувствовать гордость за себя.

По каждой из шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определялся:

А) уровень притязаний в отношении данного качества (по расстоянию в мм от нижней точки шкалы до поставленного учащимся знака);

Б) высота самооценки (от нижней точки до поставленного знака);

В) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой (разность между соответствующими величинами).

Далее определялась средняя мера каждого из показателей у учащегося. Ее характеризует среднее арифметическое каждого из показателей по всем анализируемым шкалам.

Кроме того, каждому учащемуся было предложено составить список из 5 престижных и 5 не престижных, по его мнению, профессий, а также написать две профессии, которые он выбрал для своего будущего.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Депрессия и ее эволюционное развитие
Депрессивные синдромы (лат. depressio подавленность, угнетение; синдром, сининонимы: депрессия, меланхолия) – психические расстройства, основным признаком которых является подавленное, угнетенное, тоскливое настроение, сочетающееся с рядо ...

Особенности личности младшего школьника
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, ...

Классификация видов ощущений
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям явл ...