Образ может быть личностным, отражающим межличностные отношения в группе или вообще в социуме и т.д. (Панов В.И., 1997).
Более того, в естественных условиях психическое отражение и образ, как его результат, представляет собой систему разномодальных и психологически разноуровневых компонентов, в которую входят в единстве и взаимодействии телесные и эмоциональные ощущения, мыслительно-понятийное, социально-личностное и духовное отражение [53].
Б.Ф. Ломов (1991) считал, что субъективность образа включает элементы пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек. Субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает носитель образа [14].
Образы, по В.В. Давыдову (1986) - субъективные феномены, возникающие в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности. Образ - это целостное, интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, время, движение, цвет, форма, фактура и т.д.). Важнейшей функцией образа является регуляция деятельности [19].
С.Д. Смирнов (1997), анализируя понятия "деятельность" и " образ", отмечает, что они представляют собой две в определенном смысле противоположные и одновременно взаимосвязанные формы психического.
Более того - основной способ существования психического есть постоянный переход образа в деятельность и деятельности в образ.
Психический образ в каком-то смысле представляет собой орган деятельности [53].
Л.П. Гримак (1994) определяет образ как "субъективный феномен, формирующийся в процессе предметно-практической, чувственной и мыслительной активности и представляющий собой результат целостного, интегрального отражения окружающей действительности. Образы всегда многомерны и отражают различные стороны воспринимаемых объектов, их связь друг с другом, а также отношения их к субъекту восприятия.
Функции образной деятельности тоже многоплановы. С одной стороны, психические образы даны нам для того, чтобы, "не выходя из пространства своего мозга", мы могли на их основе уточнять, систематизировать и обобщать воспринятые объекты и явления внешнего мира" [18, с.124].
Далее автор обращает внимание на еще одну важную сторону образной деятельности - ее общую регулирующую и адаптогенную приспособительную роль. Образ зачастую продолжает играть роль того психического стимула, который в данный момент, в новой реальной ситуации, уже отсутствует, но его последующее действие прогнозируется с высокой степенью вероятности. Громадная роль образа проявляется в регуляции поведения и в осуществлении внешне проявляемых реакций [38].
Анализируя образ как целостное явление в сфере сознания, В.А. Ганзен (1989) и А.А. Гостев (1989) выделяют такие мысленные образы, которые имеют преимущественно внутренний информационный источник (память в самом широком ее понимании), составляют подавляющую часть множества образных явлений. Образ в их понимании рассматривается как своеобразная единица "потока сознания" [14].
В слове "образ" - корень "аз" [12]. "Азъ" в славянском языке - местоимение первого лица единственного числа, т.е. "Я"; отсюда "образ" - обретение "Я", возвращение к себе. Значение образа - в придании организованной формы стихийной неопределенности впечатлений. Он - живой, подвижный, может расти и соединяться с другими образами в структуре Я-концепции. Особенно важна его связь со словом (оплотнившийся образ). В связи с этим С.Л. Рубинштейн (1989) отмечает, что образ "питает мышление" и "не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем уровне мышления" [64].
В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой, особенно когда речь идет о психологическом обеспечении процессов обучения человека, проектировании его деятельности.
Другие статьи:
Понятие и структура эмоциональной компетентности
История развития понятия эмоционального интеллекта Первые публикации по проблеме ЭИ принадлежат Дж. Мейеру и П. Сэловею. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» вышла только в 1995 году[1]. Эмоциональный ...
Организация и этапы проведения экспериментального исследования
При изучении проблемы семейного взаимоотношения с конкретными индивидами необходимо, с одной стороны, сравнить этот процесс с условно нормативными, с другой - исследовать влияние воспитания на "Я концепцию" ребенка и состояние е ...
Самоутверждение
Самоутверждение возникает на основании потребности личности в общении с другими, в самопознании, одновременно оно является одним из психологических рычагов совершенствования, развития личности. Между тем, далеко не везде вопросами создан ...