Особенности образа профессиональной деятельности личности

Страница 1

Образ профессиональной деятельности включает два аспекта. Во-первых, аспект, связанный с понятием собственно образа. А во-вторых, аспект, связанный с профессиональной деятельностью, профессионализацией личности.

Понятие образа профессиональной деятельности неразрывно связано с личностью, которая является его носителем.

Важнейшей характеристикой личности считается самосознание, объектом которого является сам человек, его "Я" [36, 37]. Самосознание в психологической науке принято связывать со "вторым рождением личности". Рассматривая психологическую сущность самосознания, С.Л. Рубинштейн (1946) подчеркивал, что "самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития" [64, с.153]. Образ Я личности формируется в процессе социализации. Продуктом и результатом развития самосознания является сформированная Я-концепция личности, одной из составных частей которой является образ-Я.

Образ профессиональной деятельности формируется в процессе профессионализации. Используя понятие образ профессиональной деятельности, мы затрагиваем сферу профессионального самосознания личности. При исследовании проблемы профессионального самосознания важное значение имеет принцип единства сознания и деятельности, сущность которого состоит в утверждении деятельностной обусловленности формирования психики человека. Положение о деятельности как условии формирования психики, выдвинутое С.Л. Рубинштейном (1946), гласит: "Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же формируются" [64, с.78]. Развившиеся в ходе деятельности психические процессы, свойства личности, в том числе и самосознание субъекта, в свою очередь, оказывают обратное влияние на успешность осуществления субъектом профессиональной деятельности. Но по мере усложнения, развития профессиональной деятельности субъекта происходит совершенствование его взаимосвязи с предметным и социальным миром, обусловленное спецификой профессии, что ведет к развитию его профессионального самосознания, которое становится все более адекватным, достаточно расчлененным. В свою очередь, последнее выступает как фактор, регулирующий осуществление субъектом текущей деятельности, как условие ее развития, а также профессионального развития субъекта в целом.

Понятие профессионального самосознания неразрывно связано с самосознанием личности, поскольку последнее является его "прародителем", точнее профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Профессиональное самосознание рождается намного позже того момента, когда человек начинает осознавать свое Я. Можно предположить, что проведение аналогии между содержанием, закономерностями, механизмами, принципами развития этих двух психологических категорий позволит расширить представление о сущности профессионального самосознания.

Л.М. Митина (1998) отмечает, что структура профессионального самосознания в общих чертах совпадает со структурой самосознания личности и представляет собой взаимоперекрещивающиеся и взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой [58, с.58].

Специфика профессионального самосознания проявляется в его более узкой направленности и ограниченности сферой профессиональной деятельности. Исследователями отмечается, что профессиональное самосознание, так же как и самосознание личности - образование динамичное. По мнению ряда авторов (А.К. Маркова, P.M. Грановская, И.И. Чеснокова и др.), профессиональное самосознание как психологическое явление характеризуется развитием, изменением, расширением своего содержания. Обусловлено это самим процессом профессионализации, профессиональным ростом.

В отечественной и зарубежной психологии существует множество подходов к исследованию самосознания, но в последние годы возрос интерес к прикладному аспекту этого направления. Одним из таких прикладных аспектов является исследование самосознания в рамках профессионального становления и развития. Анализ научных исследований показывает, что само понятие профессионального самосознания находится в состоянии разработки, недостаточно проанализированы стадии и механизмы формирования профессионального самосознания в период обучения в вузе.

Особо значимы исследования, посвященные анализу профессионального самосознания тех, кто по роду своей деятельности включен в активное взаимодействие с другими людьми и влияет на сознание и самосознание других с целью развития, обучения и т.д. (учитель, психолог и др. профессии социономического профиля).

Профессиональное самосознание включает представление личности о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать, по мнению Е.А. Климова (1996), следующими положениями:

сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;

знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Методы социальной психологии в проблемах СПИДа
Роль и значение социальной психологии и знаний, которыми она располагает, резко возросли на современном развитии общества. Сегодня овладение ими необходимо каждому человеку и профессионалу в любом виде деятельности. Само сочетание слов « ...

Управление отношениями
Воодушевление. Лидеры с такими навыками умеют вызвать у сотрудников отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают подчиненным пример желаемого поведения и способны отче ...

Результаты диагностики личностных особенностей и содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте
У всех испытуемых данного возраста значимость событий из настоящего оказалась самой низкой, значимость событий прошлого и будущего значительно выше с преобладанием предпочтения будущему. У значительной части испытуемых (40 %) отсутствова ...