Заключение

Стрессы – это довольно обычное явление в нашей повседневной жизни. Нарушая внутреннее равновесие, стресс приводит к дезорганизации природных сил организма человека. Любой человек должен уметь защитить себя от вредных воздействий «дистрессо», укрепляя свое физическое и душевное состояние. Для этого человек использует определенный набор стратегий преодоления в зависимости от его личностных особенностей.

Поставленная в работе цель: исследование влияния личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению – достигнута.

В теоретической части исследования изучены теоретические аспекты изучения способности человека к преодолевающему поведению, рассмотрено понятие «стресса», описаны основные подходы к определению «темперамента».

Эмпирическая часть исследования показала, что среди молодежи значительная часть экстравертов, характеризующиеся вниманием к окружающему миру, отзывчивостью, принятием внешних событий, проявлением интереса к окружающему, подвижностью. Также для них характерен широкий круг общения, подвижность, легкая приспособляемость к изменениям. Одновременно у молодежи имеют место быстрый темп реакций и ригидность, т.е. наряду с подвижностью и легкой приспособляемостью к изменениям внешнего мира, наблюдается упорное отстаивание своих идей, позиций, т.е. проявляется ригидность, или стереотипность мышления. Значительная часть молодых людей характеризуются хорошей способностью противостоять стрессам, и для его преодоления наиболее часто используются такие модели преодоления как поиск социальной поддержки, избегания, импульсивные и агрессивные действия. Тенденция обращаться к другим людям в период эмоционального дистресса обусловлена основной чертой человеческой природы, т.к. люди чувствуют себя в безопасности, когда их много. Люди, получающие поддержку от семьи, друзей, значимых для них людей легче справляются со стрессами более устойчивы к развитию заболеваний. Данная просоциальная стратегия преодоления обусловлена такими качествами молодежи как стремление к общению, стремление находиться в обществе, интерес к окружающему. Быстрый темп реакций детерминирует использования импульсивных и агрессивных действий, характеризующиеся импульсивностью, мгновенностью, необдуманностью, в то время как ригидность детерминирует использование пассивной стратегии преодоления – избегания, как физический уход от ситуации, угрожающей душевному благополучию.

Таким образом, молодежь выбирает в основном эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии, направленные, прежде всего, непосредственно на эмоциональное решение снятия негативных ощущений.

Гипотеза исследования подтверждена: личностные особенности человека влияют на выбор стратегии преодолевающего поведения. Эмпирическая часть исследования подтвердила наличие связи между личностными особенностями человека и выбором стратегии преодолевающего поведение. Была установлена корреляционная связь между эмоциональной возбудимостью и асоциальными действиями, эмоциональной возбудимостью и агрессивными действиями, активностью и импульсивными действиями. Также была обнаружена корреляционная связь между активностью и сопротивляемостью стрессам.

На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендации по повышению эффективности формирования преодолевающего поведения, а также полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на выявление гендерных различий в выборе стратегий преодолевающего поведения. Это даст возможность осуществлять более дифференцированный подход при разработке рекомендаций.

Другие статьи:

«Война полов»
В каждой паре время от времени возникают разногласия. Только одни пары справляются с этим без особых затруднений, а другие начинают скандалить, принципиально не желая «поступаться своими принципами». Причина тому – нежелание выслушать и п ...

Требования к личности учителя
Н.В. Кузьминой, А.И. Щербаковым и другими исследователями были определены основные функции учителя (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая). По содержанию они во многом совпадают с выделенными ранее Ф.Н Гоноболиным ...

Особенности академической и социальной самоэффективности школьников
В настоящее время, в эпоху глобальных социальных и политических изменений и научно-технического прогресса, все большее внимание уделяется проблеме эффективности человеческой деятельности. Вместе с тем, высокие стандарты успешности, которы ...