Процесс принятия решений в профессиональной деятельности

Страница 1

Процесс принятия решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемой ситуации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы.

В широком смысле процесс принятия решений включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной. На практике проблема принятия решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, разногласиями между лицами, принимающими решение.

Все виды решений классифицировал известный специалист в области управления Г.Я. Гольдштейн [14] по многочисленным признакам:

- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);

- по надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

- по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

- по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

- по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

- по охвату деятельности (масштабные, узкоспециализированные);

- по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно и многоступенчатые);

- по числу принимающих решения (единоличные, групповые, со стороны руководителей, со стороны исполнителей);

- по учету изменения данных (жесткие, гибкие);

- по независимости (автономные, дополняющие друг друга);

- по сложности (простые и сложные).

Наиболее типичные решения, принимаемые работниками служб экстренного вызова, можно классифицировать как ситуационные, рисковые, краткосрочные, оперативные, единоличные и групповые, многоступенчатые, гибкие и дополняющие друг друга.

У. Джеймс [64,189], размышлявший о том, как принимаются решения, описал пять типов решений, из которых только два, первый и второй, включают в себя «волевое» усилие:

1. Разумное решение. Рассматриваются аргументы за и против данного образа действия, и выбирается одна альтернатива. Шансы и доводы рационально взвешиваются.

2. Волевое решение. Волевое, требующее напряжения решение, включающее в себя ощущение «внутреннего усилия».

3. Дрейфующее решение. В этом случае нет решающего довода в пользу какого-либо образа действия. «… Любой кажется хорошим, и принимающий его испытывает усталость или разочарование по поводу этого решения. Мы принимаем решение, позволяя себе дрейфовать в направлении, как будто бы случайно определенном извне…».

4. Импульсивное решение. «…Мы чувствуем себя неспособными решить, и выбор кажется таким же случайным, как и в третьем варианте. Но ответ приходит изнутри, а не извне. Мы воспринимаем себя действующими автоматически и часто импульсивно…».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Формирование Я-концепции подростков
Становление и развитие Я-концепции подростка – важная задача в области современного образования. В процессе обучения и воспитания у человека должна быть сформирована система адекватных представлений о себе, позитивная устойчивая самооценк ...

Эмоциональные психические состояния личности и проблема их регуляции
Эмоциональные психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние (уверенность- неуверенность, активность – пассивнос ...

Понятие самооценки и её виды
Степень самооценки (самоэффективность) - концепция, разработанная Альбертом Бандурой, она означает способность человека оценить свои силы и умение справляться со специфическими проблемами. Особенно Бандуру интересовало отношение между сам ...